Повторный прием сиднокарба
При повторном приеме сиднокарба его стимулирующие эффекты сменяются угнетением условных рефлексов, увеличением латентных периодов реакций [Мехедова А. Я., Лукьянова С. Н., 1975], нарушением дифференцировки зрительных сигналов [Мачула А. И. и др., 1980], что объясняется утратой связи между стимулом и его информационной значимостью. Клиническое использование препаратов фенаминового типа связано с определенными ограничениями из-за большого количества противопоказаний, невозможности длительного курсового приема, развития пристрастия.
Среди производных метилксантина наиболее выраженным центральным стимулирующим свойством обладает кофеин. В основе большинства фармакологических эффектов кофеина лежит его способность ингибировать фосфодиэстеразу и таким образом способствовать внутриклеточному накоплению цАМФ [Puglis L. et al., 1979]. В то же время некоторые стимулирующие эффекты метилксантинов связаны с блокадой центральных аденозиновых рецепторов [Pole P. et al., 1981], которые, как полагают, могут оказывать модулирующее (тормозное) влияние на адренергическую передачу [Hedqvist Р.г Fredholm В., 1979].
Определенная избирательность действия кофеина на структуры ЦНС в значительной мере связана с неоднородностью фосфодиэстераз различных клеток, что и обусловливает возможность селективного взаимодействия. По выраженности психостимулирующего действия кофеин уступает препаратам фенаминового ряда. В малых дозах (1—2 мг/кг) он оказывает умеренное положительное влияние на высшую нервную деятельность, а в больших дозах (10—20 мг/кг) нарушает ее [Doll’olio A. et al., 1978].
Применение кофеина в осложненных условиях может усиливать вызванные стрессом гормональные и патофизиологические сдвиги [Henry J., 1980] . Эти данные представляют особый интерес, так как показано, что метилксантины могут конкурировать с эндогенными лигандами «бензодиазепиновых рецепторов» [Muller W., 1981] и устранять центральные эффекты диазепама [Boulender J. et al., 1982].
Ноотропные средства — особенности центрального действия
К числу последних достижений современной психофармакологии следует отнести создание и внедрение в клиническую практику ноотропных средств и психоэнергизаторов — препаратов метаболического типа действия, которые способны:
- активировать пластические процессы в ЦНС за счет усиления синтеза РНК и белков, в результате чего ускоряется течение восстановительных и адаптивных реакций;
- улучшать энергетический статус клеток мозга и повышать их резистентность к различным неблагоприятным факторам (гипоксия, интоксикация и др.);
- оказывать положительное влияние на высшие психические функции мозга.
«Фармакологическая коррекция утомления»,
Ю.Г.Бобков, В.М.Виноградов
- Применение факторного анализа
- Результаты факторного анализа корреляционных матриц коэффициентов Рила
- Структура изменений показателей функциональной активности ЦНС и физической выносливости
- Вариации условнорефлекторых методик
- Данные о влиянии деанола и его аналогов на уровень холина в мозге
- Исследование фармакотерапевтических возможностей препаратов
- Фармакологическая оптимизация высшей нервной деятельности
- Действие психостимуляторов фенаминовой группы
- Методика лишения крыс сна в медленно вращающемся барабане
- Краткая характеристика существующих подходов к созданию фармакологических «оптимизаторов»
- Патоморфологические проявления стресс-синдрома после применения различных групп нейротропных средств в экстремальных условиях
- Фармакологическая характеристика средств, повышающих умственную деятельность человека
- Современные представления о механизмах формирования стресс-синдрома
- Реализация влияния нейромедиаторов на синтез РНК и белка в нервной ткани
- Реализация метаболических эффектов медиаторов и гормонов
- Создание и внедрение в клиническую практику ноотропных средств и психоэнергизаторов
- Исследование эффективности ноотропных средств, психостимуляторов и транквилизаторов в экстремальных условиях