Исследовании ЭЭГ у больных и здоровых исследуемых принимавших пирацетам

24.02.2015

При исследовании ЭЭГ у больных и здоровых исследуемых, принимавших препарат в течение 2 нед, отмечены изменения, касающиеся преимущественно показателей α-ритма [Issakson А. et al., 1981]. Пирацетам облегчает межполушарную передачу информации, увеличивает положительную и отрицательную фазы транскаллозального вызванного потенциала [Giurgea С., 1970], что может служить электрофизиологическим подтверждением влияния препарата как на поверхностные, так и на глубокие слои коры мозга. Однако представление о селективности такого взаимодействия в настоящее время ставится под сомнение.

Согласно данным ауторадиографического исследования распределения 14С-пирацетама, он концентрируется не только в коре, но и в ряде других структур, таких, как гиппокамп, хвостатое ядро, что может свидетельствовать о вовлечении и этих образований в реализацию эффектов препарата. Эта точка зрения совпадает с данными, полученными при анализе влияния пирацетама на зрительные вызванные потенциалы у кошек [Nikolova М. et al., 1980].

Пирацетам повышает устойчивость мозга к воздействию гипоксии, интоксикации [Mosergoon F., Giurgea С., 1974]. Его применение при гипоксических состояниях оказывает благоприятное действие на структуру нейронов, в частности на клеточную и ядерную оболочки, рибосомальный аппарат, структуру митохондрий и лизосом. Исключительно важно, что при этом быстро восстанавливается дыхательная активность митохондрий, что обеспечивает адекватное энергетическое снабжение нейронов — не возникает условий для аутолиза [Полунин Б. А., и др., 1979].

Пирацетам повышает эффективность контроля коры больших полушарий над диэнцефальной областью [Giurgea С., 1972], стимулирует «запечатлеваете» (импринтинг) и его восстановление у цыплят, подвергшихся радиоактивному облучению в эмбриогенезе [Рижинашвили Р. С. и др., 1979].

Сочетание положительного влияния препарата на высшие интегративные функции мозга с модально неспецифическим церебропротективным действием и обусловило широкий диапазон его клинического применения в психиатрической, неврологической и нейрохирургической практике. При этом отмечают ускорение процессов функциональной реабилитации после черепномозговых травм, инсультов, интоксикаций, улучшение показателей памяти, внимания и мышления [Нисс А. И., 1981; Bente D. et al., 1979].


«Фармакологическая коррекция утомления»,
Ю.Г.Бобков, В.М.Виноградов

Читайте далее: