Современные представления о механизмах формирования стресс-синдрома
Современные представления о механизмах его формирования подробно рассмотрены в многочисленных отечественных и зарубежных работах. Как известно, обычные изменения окружающей среды не вызывают нарушений гомеостаза благодаря местной ауторегуляции; изменения от воздействий, превышающих обычную норму, корригируются путем включения центральных тормозных систем, и только чрезвычайные раздражители, приводящие к серьезным и длительным нарушениям, запускают нейроэндокринные процессы, необходимые для мобилизации защитных сил организма [Заводская И. С., Морева Е. В., 1981; Судаков К. В., 1981, и др.].
Повышение активности симпатико-адреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем создает условия для быстрого перехода энергетического обмена в состояние, характерное для стадии «тревоги» [Хайдарлиу С. X., 1980].
Последующее включение клеточных механизмов адаптации (увеличение синтеза нуклеиновых кислот и белков) способствует постепенной нормализации признаков напряжения и переходу адаптивного процесса в стадию относительной резистентности [Кириллов О. И., 1977; Меерсон Ф. 3., 1981], в противном случае развивается дезадаптация, которая характеризуется стадией «истощения».
В организации адаптивных реакций основную роль отводят коре, миндалевидному комплексу, гиппокампу, ретикулярной формации и особенно гипоталамусу [Судаков К. В., 1981].
Гипоталамическая область является подкорковым центром интеграции вегетативных, эмоциональных и моторных компонент сложных адаптивных реакций [Вальдман А. В. и др., 1976, 1979]. Осуществление многообразных влияний гипоталамуса возможно благодаря наличию целого ряда ядерных образований, играющих существенную роль в многочисленных нейрорегуляторных процессах, а также его способности трансформировать нервные импульсы в гуморальные посредством нейросекреции.
Наиболее ярко нейросекреторная функция проявляется в супраоптическом, паравентрикулярном ядрах и срединном возвышении передней гипоталамической области, где секретируются нейропептидные факторы (либерины, статины, эндорфины, энкефалины и др.), выполняющие одновременно нейромедиаторную, нейромодуляторную и нейрогормональную функции [Ашмарин И. П., 1982]. В последнем случае они действуют как регуляторы синтеза белка [Ильин В. С. и др., 1981], способствуя более оптимальному протеканию адаптивных реакций.
В результате дальнейшего прогресса в нейрофармакологии пептидов были получены данные, которые привели к представлению о типоталамической пептидергической сети, распространяющейся по всему мозгу.
«Фармакологическая коррекция утомления»,
Ю.Г.Бобков, В.М.Виноградов
- Результаты факторного анализа корреляционных матриц коэффициентов Рила
- Вариации условнорефлекторых методик
- Структура изменений показателей функциональной активности ЦНС и физической выносливости
- Исследование фармакотерапевтических возможностей препаратов
- Данные о влиянии деанола и его аналогов на уровень холина в мозге
- Действие психостимуляторов фенаминовой группы
- Фармакологическая оптимизация высшей нервной деятельности
- Краткая характеристика существующих подходов к созданию фармакологических «оптимизаторов»
- Методика лишения крыс сна в медленно вращающемся барабане
- Фармакологическая характеристика средств, повышающих умственную деятельность человека
- Патоморфологические проявления стресс-синдрома после применения различных групп нейротропных средств в экстремальных условиях
- Реализация влияния нейромедиаторов на синтез РНК и белка в нервной ткани
- Реализация метаболических эффектов медиаторов и гормонов
- Повторный прием сиднокарба
- Исследование эффективности ноотропных средств, психостимуляторов и транквилизаторов в экстремальных условиях
- Создание и внедрение в клиническую практику ноотропных средств и психоэнергизаторов
- Применение классического психостимулятора фенамина в экстремальных условиях