Выделение ядерной и цитозольной фракций
Ядерная фракция, выделенная при температуре 30— 45°С, содержащая преимущественно рибосомальные РНК (рРНК) [Белоус А. М. и др., 1974], на изучаемые показатели почти не влияла.
Цитозольная фракция (0—10°С) так же, как и ядерная фракция, полученная при температуре 55—65°С, повышала работоспособность и активировала глюконеогенез, что можно было связать с наличием иРНК в полисомах. Действительно, именно полисомальные РНК (пРНК), выделенные путем ультрацентрифугирования с последующей очисткой, оказались активным началом цитозольной фракции.
Таким образом, есть все основания полагать, что специфический эффект эРНК определяется действием фракции иРНК. Подобный вывод весьма интересен, так как указывает на роль иРНК в организме как мощных регуляторов протеинсинтеза и возможных переносчиков информации не только внутри клетки, но и между клетками.
Нуклеиновая природа переносчика информации получила дальнейшее подтверждение в опытах с использованием рибонуклеазы и трипсина. Обработка рибонуклеазой препаратов РНК из печени и почек животных, которым вводили гидрокортизон, полностью устранила положительное влияние данных препаратов на работоспособность и глюконеогенез у крыс-реципиентов. Наблюдалась даже тенденция к снижению этих показателей, по-видимому, за счет некоторого подавления образовавшимися олигонуклеотидами процесса протеинсинтеза [Белоус А. М. и др., 1974]. Обработка препаратов РНК трипсином не изменила их биологической активности (смотрите рисунок ниже).
Влияние рибонуклеазы,
трипсина и актиномицина D на эффект экзогенных РНК
1—8 — длительность повторного пробега крыс-реципиентов в процентах к исходному; 9—16 — активность глюконеогенеза в почках реципиентов в процентах к интактной (исходной); 1 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 — РНК из органов контрольных крыс; 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16 — РНК из органов крыс, получавших гидрокортизон; 3, 4, 11, 12 — РНК, обработанные рибонуклеазой; 5, 6, 13, 14 — трипсином; 7, 8, 15, 16 — РНК актиномицином D.
С учетом представленных доказательств, возможное предположение о стероидном «загрязнении» препаратов РНК (гидрокортизоном) кажется нереальным. Окончательно позволяют его отвергнуть результаты проведенных нами опытов с эРНК из печени и почек физически тренированных крыс, которым никакие средства не вводили. эРНК существенно повышали работоспособность крыс-реципиентов. Следовательно, частично воспроизводилось достигнутое крысами-донорами увеличение работоспособности, обусловленное, таким образом, в значительной степени повышением мощности глюконеогенеза, наблюдающимся во время тренировки [Krebs Н., Yoshida Т., 1963].
«Фармакологическая коррекция утомления»,
Ю.Г.Бобков, В.М.Виноградов
- Восстановительная активность естественных для организма и широко используемых для повышения физической работоспособности соединений
- Чувствительность к психостимуляторам в период восстановления
- Механизм действия актопротекторов — производных бензимидазола
- Взаимосвязь между содержанием гликогена печени и положительным эффектом препарата Р-148
- Активации глюконеогенеза в опытах с оценкой влияния Р-148 на протеинсинтез
- Увеличение содержания РНК во всех изученных органах в ранней фазе периода восстановления с преминением Р-148
- Частичное ингибирование короткоживущих РНК печени и почек
- Опыты с использованием актиномицина D
- Резервные органы глюконеогенеза
- Ингибирование протеинсинтеза при субмаксимальной работе
- Принципиальный механизм действия эРНК
- Результаты опытов, в которых изучалось включение в белки различных органов меченного 75Se метионина
- Использование эРНК как ценного инструмента анализа
- Роль активации глюконеогенеза в механизме повышения и восстановления работоспособности актопротекторами-производными бензимидазола
- Эффекты актопротекторов и психоэнергизаторов
- Общие характеристики препаратов вводимых крысам в опытах с истощающей субмаксимальной нагрузкой
- Длительность интервала отсутствия эффекта у отдельных средств