Физиологическое значение «пустых» циклов
Физиологическое значение «пустых» циклов только начинает выясняться. Возможно, эти циклы играют роль в продукции тепла в организме [Newsholm Е., Crabtree В., 1976] или повышают эффективность метаболической регуляции [Юровицкий Ю. Г. и др., 1976; Newsholm Е., Crabtree В., 1976]. Функционирование подобных циклов вполне вероятно и при физических нагрузках, как это предположили G. Brooks и соавт.
Количество пирувата, подвергающегося рециклированию, в различных условиях может изменяться, что, по-видимому, определяется потребностью организма в глюкозе. Например, в печени крыс в сытом состоянии отношение количества рециклирующего пирувата к его количеству, превращающемуся в глюкозу на пути глюконеогенеза, составляет 3,9, а в голодном состоянии всего 0,4 за счет резкого усиления синтеза глюкозы [Friedman D. et al., 1971].
Основываясь на таких результатах, можно предположить, что физиологическое значение «пустых» циклов при достаточно интенсивных физических нагрузках может частично заключаться в утилизации лактата без сопутствующего синтеза глюкозы, в котором при подобных кратковременных нагрузках нет большой надобности.
При наиболее интенсивных нагрузках в качестве источника энергии активно используется мышечный гликоген, а глюкоза не играет основной роли [Яковлев Н. Н., 1974]. Это объясняется, вероятно, необходимостью затраты энергии при утилизации глюкозы в гексокиназной реакции, а при интенсивных нагрузках почти вся полезная энергия расходуется непосредственно в механизме мышечных сокращений. Кроме того, вследствие активного распада гликогена в мышцах увеличивается содержание Г-6-Ф — ингибитора гексокиназы [Hirche Н. et al., 1970].
Вот почему при интенсивных нагрузках ресинтез глюкозы в процессе глюконеогенеза не имеет решающего значения. При этом основная роль глюконеогенеза, вероятно, заключается именно в утилизации молочной кислоты, в том числе в «пустых» циклах, поскольку избыточное повышение в крови концентрации глюкозы — мощного метаболического регулятора, было бы нежелательным, в частности, из-за ингибирующего влияния глюкозы на глюконеогенез.
Мы специально подробно останавливаемся на роли глюконеогенеза при субмаксимальных нагрузках, поскольку она недооценивается, возможно, из-за отсутствия учета доли пирувата, рециклирующего в «пустых» циклах. Между тем глюконеогенез представляется нам единственным практически значительным путем утилизации продуцируемого лактата, кроме его окисления в самих работающих мышцах.
«Фармакологическая коррекция утомления»,
Ю.Г.Бобков, В.М.Виноградов
- Взаимосвязь между содержанием гликогена печени и положительным эффектом препарата Р-148
- Активации глюконеогенеза в опытах с оценкой влияния Р-148 на протеинсинтез
- Увеличение содержания РНК во всех изученных органах в ранней фазе периода восстановления с преминением Р-148
- Частичное ингибирование короткоживущих РНК печени и почек
- Резервные органы глюконеогенеза
- Опыты с использованием актиномицина D
- Выделение ядерной и цитозольной фракций
- Ингибирование протеинсинтеза при субмаксимальной работе
- Принципиальный механизм действия эРНК
- Результаты опытов, в которых изучалось включение в белки различных органов меченного 75Se метионина
- Использование эРНК как ценного инструмента анализа
- Роль активации глюконеогенеза в механизме повышения и восстановления работоспособности актопротекторами-производными бензимидазола
- Эффекты актопротекторов и психоэнергизаторов
- Общие характеристики препаратов вводимых крысам в опытах с истощающей субмаксимальной нагрузкой
- Длительность интервала отсутствия эффекта у отдельных средств
- Отсутствие влияния препаратов на работоспособность в промежуточной фазе
- Механизм формирования долговременной памяти