Частный случай (Больной К. (наблюдение), 49 лет)

28.06.2010

Больной К. (наблюдение), 49 лет, поступил в клинику 24. XII 1972 г. Повышение артериального давления (до 220/140 мм э г. ст.) впервые установлено в конце 1971Электрокардиограммы больного К. г., когда появились резкие головокружения и головные боли. В середине декабря 1971 г. возникли приступы стенокардии, повторявшиеся при физических напряжениях по 5 – 6 раз в сутки. Несмотря на амбулаторное лечение, состояние не улучшилось, приступы стали появляться и ночью. Повышения температуры, изменений формулы крови и ускорения РОЭ не отмечалось.

При поступлении в клинику симптомов сердечной недостаточности не наблюдалось, сердце несколько увеличено влево, артериальное давление 170/130 мм рт. ст. Больной беспокоен, раздражителей, легко возбудим.

В крови:
лейкоциты – 7400, лейкоцитарная формула не изменена, РОЭ – 9 мм/ч. На ЭКГ от 25. XII 1972 г. отмечаются отрицательные зубцы Т в отведениях aVL, V3, снижение сегмента S – Т в отведениях I, II, V2-6.

Все это, учитывая клинические данные, мы связывали с наличием очага ишемии в области передней стенки левого желудочка сердца. При повторных исследованиях (2.I и 22.I 1973 г.) существенных перемен не было обнаружено.

Приступы стенокардии, несмотря на применяемую терапию (сустак, папаверин, индерал), продолжались. Все это заставляло предполагать у больного предынфарктный период. Были назначены антикоагулянты (гепарин).

8. II 1973 г. без видимых дополнительных причин возник острый инфаркт миокарда с тяжелым коллапсом, а затем с повышением температуры до 38,5°, длительным снижением артериального давления, нейтрофильным лейкоцитозом (до 19 000) и другими характерными симптомами. На ЭКГ отмечено появление зубца QS в отведениях V, и зубца Q в V3, отрицательные зубцы Т в I, V2-5 отведениях (в V1-3 – с небольшим подъемом интервала S – Т), что указывало на инфаркт в области передней стенки (и, видимо, части межжелудочковой перегородки).

В дальнейшем течение болезни осложнилось тромбозом брыжеечной артерии, и больной выписан лишь на 166-й день пребывания в клинике. Можно предположить, что в той области, где ранее отмечался очаг ишемии, образовался обширный инфаркт миокарда.

Хотя в данном случае предупредить развитие инфаркта миокарда не удалось, тем не менее распознавание предынфарктного периода имело большое практическое значение. Такие больные должны быть госпитализированы для лечения коронарной недостаточности с одновременным назначением антикоагулянтов.

В тех случаях, когда стенокардия обусловлена не ишемической болезнью сердца, а другими заболеваниями, например ревмокардитом, сочетание ее с кардиологией бывает особенно частым.

По наблюдениям С. А. Аббакумова и В. И. Маслюк (1972), из 343 больных с различными пороками сердца, как правило, с недостаточностью кровообращения у 149 (43,5%) имелись боли в сердце, причем у многих из них они были ведущей жалобой. Боли типа стенокардии чаще наблюдались у больных с аортальными и аортально-митральными пороками (у 40%) и реже у молодых больных митральным стенозом (6,4%).

Отмечено значительное учащение болей в сердце по мере увеличения признаков недостаточности кровообращения.

«Распознавание болезней сердца», А.В. Сумароков