Оптимальные условия деятельности нервной системы

I степень СН — ВМА (роль состояния напряжения)

В опытах, проведенных нами совместно с Г. Ф. Стрелковым и 3. А. Нечаевой (1970), было обнаружено, что создание очага доминантного возбуждения может предупредить гибель экспериментальных животных (собак) от фибрилляции сердца даже при перевязке основного ствола или нисходящей ветви левой венечной артерии. Аналогичные данные были получены N. Е. Miller (1974), показавшим, что мобилизация активного внимания пациента…

Критический период становления речи

Критический период становления речи, очевидно, начинается сразу же после рождения. Гуление 6 — 8-недельного малыша — это плод его звукоподражания, которое может осуществляться, начиная с первых дней жизни, и отсутствует у глухих. Конец же этого периода, по-видимому, приходится на 5 — 6-летний возраст, что подтверждают случаи крайней социальной изоляции детей [Кшр еу D., 1940] и…

I степень СН — ВМА (адаптация к коротким стрессорным воздействиям)

Адаптация к коротким стрессорным воздействиям предотвратила резкое уменьшение содержания гликогена в миокарде и возникновение нарушений дыхания и окислительного фосфорилирования митохондрий миокарда, обычно появляющихся после тяжелого стресса, а также вызываемые сильным стрессом активацию перекисного окисления липидов, ферментемию, нарушения метаболизма и сократительной функции сердца. В этих опытах обнаружено, что после длительного тяжелого стресса порог фибрилляции сердца снижается…

Критический период формирования системы терморегуляции

Критическим периодом формирования системы терморегуляции является 1-й год жизни и даже 1-й месяц после рождения. Опыт холодового выращивания телят, морских свинок и крысят с момента рождения показал возможность запечатлевания температурных условий первого периода развития на всю жизнь. Можно думать о наличии аналогичных явлений у детей. Их система терморегуляции к моменту рождения созревает настолько, что они…

I степень СН — ВМА (цели организма)

Жизненный опыт, умение преодолевать трудности, находить выход из сложнейших ситуаций создают достаточный исходный! фонд информации, энергетических ресурсов, повышают быстроту ответных реакций, снижают время, необходимое для решения! возникающих задач. Увеличение Ис, Эс и снижение Вн в соответствии с приведенной выше формулой являются факторами, способствующими поддержанию уровня напряжения в оптимальных и полезных пределах. Из формулы СН вытекает,…

Значение последующих возрастных периодов

Весьма ответственным является период вхождения ребенка в детский коллектив. Исследования показали, что так называемые малообщительные дети нуждаются в индивидуальном подходе. Свойственные таким детям неудачи в налаживании нормальных отношений со сверстниками способствуют возникновению у ребенка повышенной обидчивости, упрямства, озлобленности, которые могут вызвать агрессивное поведение, а иногда — неуверенность в себе и равнодушие к окружающим. Если своевременно…

I степень СН — ВМА (состояние напряжения)

Человек постоянно испытывает «информационный голод». Утомительность монотонного труда состоит, между прочим, и в том, что при этом «информационный голод» усиливается. Как и всякий голод, нарастая, он повышает значимость цели, что в свою очередь повышает состояние напряжения. Из формулы СН вытекает, что дефицит одной из величин может быть в какой-то мере пополнен избытком другой. Если в…

Начало школьного периода

Следующий ответственный этап развития ребенка — начало школьного периода. Не все дети одинаково справляются с возникшими новыми задачами. В некоторых случаях новые трудности приводят к появлению выраженных эмоциональных реакций, невротических срывов и формированию неадекватного поведения. Возникают повышенная обидчивость, подозрительность, недоверие к людям, замкнутость. Причинами таких состояний являются столкновение ребенка с трудными задачами и переживание своих…

II степень СН  —  СОЭ

I степень СН характеризуется резкой мобилизацией энергетических ресурсов, появлением «вегетативной бури». Эта стеническая отрицательная эмоция — реакция, жизненно важная в прежние времена, когда преодоление трудностей и опасностей требовало мышечной деятельности, в настоящее время является нередко бесполезной, а иногда и опасной для сердца и сосудов. Из приведенной выше формулы видно, как важно обладать достаточной величиной исходной…

Закаливание нервной системы

Выше было сказано, что для профилактики отрицательных эмоций необходимы достаточные резервы информации, энергии и запас времени. Раннее развитие возможностей, заложенных природой в человеческий организм, максимальное развитие его информационных и энергетических ресурсов (и умения создавать резервы времени) являются важнейшими факторами предупреждения астенических отрицательных эмоций и неврозов. Между тем общепринятые методы и приемы воспитания детей раннего возраста,…