Истинное конусное поражение ишемического генеза у наблюдаемой больной

06.03.2013

Смотрите — Частный случай (Больная П., 28 лет)

В данном наблюдении речь идет об истинном конусном поражении ишемического генеза.

Об этом свидетельствуют расстройства чувствительности в виде диссоциированной анестезии в аногенитальной зоне. О сосудистой природе говорят также апоплектиформное развитие поражения конуса и эпизод преходящего нарушения мочеиспускания с парестезиями в крестцовых дерматомах.

Операция устранила компрессию корешка и сосуда, после чего прошли боли, улучшилась функция тазовых органов, что можно объяснить улучшением гемодинамики в каудальных сегментах спинного мозга.

Синдромы артериальной миелоишемии эпиконуса и конуса спинного мозга и изолированного поражения конуса могут перекликаться иногда с симптомами первичного компрессионного поражения корешков конского хвоста.

Так, близкую к описанной в этом разделе симптоматику может вызвать сдавление дурального мешка вместе с корешками конского хвоста, чаще большими секвестрами межпозвонкового диска. В таких наблюдениях, когда возникает симптоматика поражения последних трех крестцовых корешков, говорят о псевдоконусном синдроме.

Однако в таких случаях, как справедливо подметили П. Петров (1963) и М. К. Бротман (1964), в первую очередь и в наибольшей степени сдавливаются корешки, фиксированные на уровне грыжи диска, лишь затем и уже в меньшей степени страдают крестцовые корешки. Эта симптоматика обычно развивается постепенно.

Кроме того, сдавление корешков конского хвоста, как правило, сопровождается выраженным и стойким болевым синдромом. При поражении корешков не возникает диссоциированных расстройств чувствительности, что более типично для истинного поражения медуллярного конуса.

Диагностика этих поражений может быть улучшена с помощью дифференциально-диагностических таблиц на основе метода экспертных оценок, разработанных Б. В. Дривотиновым и Я. А. Лупьяном (1982). По их данным, при «синдроме конского хвоста», как правило, доминируют симптомы поражения конуса и эпиконуса спинного мозга, т. е. превалирует ишемическая спинальная симптоматика.

При обсуждении тактики при подобных поражениях нельзя забывать, что ткань спинного мозга более чувствительна к ишемии, чем корешки конского хвоста, даже в сочетании их компрессии с ишемией. Поэтому нам кажутся неправомерными опасения М. К. Бротмана (1975), что необоснованная трактовка инсультообразного развития кауда-синдрома как дистанционных ишемических нарушений в конечном отделе спинного мозга приводит к отсрочиванию оперативных вмешательств.

Скорее наоборот, трактовка поражения спинного мозга как результат ишемического поражения делает показания к операции даже более неотложными, чем при сдавлении только корешков конского хвоста.

«Клиника и хирургическое лечение дискогенных
пояснично-крестцовых радикуломиелоишемий»,
В.А.Шустин, А.И.Панюшкин