Частный случай (Больной В., 35 лет)
Примером ишемии поясничного утолщения спинного мозга может служить также следующее наблюдение.
Больной В., 35 лет, тракторист, поступил в нейрохирургическое отделение 13.12.77 г. с жалобами на отсутствие активных движений в ногах, острые боли в поясничной области с иррадиацией в промежность и по наружной поверхности правой ноги, чувство онемения в промежности, ногах и нижней половине туловища, задержку мочи и кала.
В 1962 г. после подъема тяжести впервые появились боли в пояснице, отмечалась кратковременная задержка мочи. После проведенного лечения нормализовалось мочеиспускание, прошли боли, продолжал работать. Периодически бывали обострения поясничных болей.
09.11.77 г. при попытке встать с постели почувствовал острую боль в пояснице с иррадиацией по наружной поверхности правой ноги, появилось онемение в промежности, из-за слабости в ногах не мог встать, присоединилась задержка мочи и кала.
Лечился в неврологическом отделении. Лечение не дало эффекта, усилились боли в пояснице, появились болезненные ощущения в области прямой кишки.
При поступлении общее состояние удовлетворительное. Внутренние органы без патологических изменений. АД 130/180 мм рт. ст. Черепные нервы и иннервация верхних конечностей в норме. Глубокий вялый нижний парапарез с параличом дистальных отделов обеих ног, арефлексия, парагипестезия болевой и температурной чувствительности с верхней границей на DXII сегменте, в области крестцовых сегментов анестезия, задержка кала и мочи. Сглажен поясничный лордоз. Болезненность остистых отростков LIV/LV позвонков. Симптом Ласега с двух сторон с угла 401.
На спондилограммах признаки остеохондроза межпозвонкового диска LIV/LV. На пневмомиелограммах получены данные за боковую грыжу диска LIV/LV. При люмбальной пункции на уровне LIV/LV спинномозговая жидкость бесцветная, прозрачная, белок 0,31 г/л, цитоз 2*106/л, блока субарахноидального пространства нет.
Диагноз: грыжа межпозвонкового диска LIV/LV с поражением L5 корешка справа. Синдром дискогенной артериальной ишемии поясничного утолщения спинного мозга.
18.12.77 г. операция — частичная гемиламинэктомия LIV/LV справа с удалением боковой грыжи диска LIV/LV, которая сдавливала L5 корешок и идущий по его заднелатеральной поверхности артериальный сосуд.
Послеоперационное течение гладкое. Через неделю после операции появились активные движения в ногах. Постепенно нарастала мышечная сила. Параллельно с регрессом двигательных выпадений сглаживались расстройства чувствительности. Спустя 2 нед после операции появились позывы к мочеиспусканию, стал мочиться самостоятельно. К моменту выписки 20.01.78 г. больной ходил, болей не было. Парезов в ногах не выявлялось. Коленные рефлексы оживлены, равномерные, ахилловы, брюшные и кремастерные — отсутствуют. Гипестезия в области сакральных сегментов. Функция тазовых органов восстановилась.
Через 4 года: болей нет, сила в ногах не изменена, коленные, ахилловы и брюшные рефлексы живые, равномерные, гипестезия в аногенитальной области сохраняется.
Итак, у молодого мужчины 35 лет, страдавшего приступами люмбалгии, в момент физического напряжения появилась острая боль в пояснице и присоединилось раздражением зоне крестцовых и L5 дерматомов справа. В течение нескольких минут развились парез нижних конечностей с арефлексией, параанестезия с верхней границей на DXII сегменте, задержка мочи и кала.
Консервативное лечение в течение 1 1/2 мес оказалось безуспешным. Начало и развитие клинической картины, состав спинномозговой жидкости, отсутствие блока субарахноидального пространства, данные пневмомиелографии позволили предположить дискогенную природу заболевания.
На операции была обнаружена и удалена грыжа межпозвонкового диска LIV/LV, которая сдавливала L5 корешок и идущий вместе с ним артериальный сосуд.
Полного сдавления дурального мешка не было. Следует полагать, что неврологическая симптоматика была связана с грыжей диска. На это указывает быстрый регресс неврологических расстройств в послеоперационном периоде.
Клиническая картина в данном случае свидетельствовала о распространенном поражении всех пояснично-крестцовых и одного нижнего грудного сегментов. Патологический процесс захватывал весь поперечник спинного мозга. Инсультообразное развитие паралича, а также значительное несоответствие уровня компрессии (диск LIV/LV) верхней границе медуллярного процесса (DXII сегмент) позволяют говорить о сосудистом характере поражения нижнего отдела спинного мозга.
Приходится думать, что грыжа диска сдавливала не только нижний поясничный корешок. По-видимому, обнаруженный на операции артериальный сосуд являлся нижней радикуломедуллярной артерией. Нарушение кровообращения в ней и привело к ишемическому поражению нижнего отдела спинного мозга. Заметный и быстрый регресс неврологических симптомов после операции и устранения компрессии радикуломедуллярной артерии убеждается в этом. Ишемические расстройства у больного оказались в основном обратимыми.
«Клиника и хирургическое лечение дискогенных
пояснично-крестцовых радикуломиелоишемий»,
В.А.Шустин, А.И.Панюшкин
- Наблюдение синдрома ишемии сегментов эпиконуса
- Синдром артериальной ишемии эпиконуса с выраженной двусторонней симптоматикой
- Синдром артериальной радикулоишемии (синдром парализующего ишиаса корешкового типа)
- Частный случай (Больная К., 52 лет)
- Частный случай (Больная П., 28 лет)
- Истинное конусное поражение ишемического генеза у наблюдаемой больной
- Синдром артериальной ишемии сегментов эпиконуса
- Частный случай (Больной Щ., 39 лет инженер)
- Синдром артериальной ишемии конуса спинного мозга
- Частный случай (Больная С., 50 лет)
- Частный случай (Больная Г., 38 лет)
- Грубые нарушения функции тазовых органов
- Описание наблюдения, протекавшего без расстройств чувствительности
- Синдром артериальной ишемии конуса и эпиконуса спинного мозга
- Описание наблюдаемого случая
- Острый тип развития артериальной ишемии