Обнаружен высокий риск смерти от сердечного приступа у здоровых пациентов

24.02.2011

Обнаружен высокий риск смерти от сердечного приступа у здоровых пациентов

1 – сгусток, останавливающий кровяной поток
2 – бляшка, наросшая на стенке сосуда
3 – участок закупорки артерии
4 – место поражения сердца

Согласно последнему исследованию, проведенному в Медицинской Школе Вашингтонского Университета в Сент-Луисе, то, как сердце реагирует на раннее сокращение сердца, является предиктором смерти от сердечного приступа, в особенности у людей без стандартных маркёров сердечнососудистого заболевания.

Стандартные факторы риска, такие как высокое содержание холестерина, курение, диабет и высокое кровяное давление является причиной многих, но не всех смертельных случаев по сердечнососудистым причинам. Поэтому, врачи всегда стараются находить лучшие способы выявления пациентов с риском умереть от сердечного приступа.

Результаты недавнего исследования указывают на аномальную реакцию на раннее сокращение сердца в левом желудочке – главной насосной камере сердца, — как на способ выявления пациентов с высоким риском, даже если у них отсутствуют другие признаки сердечнососудистых заболеваний.

«Существуют люди, от которых не ожидается смерти в результате сердечного заболевания»,  – говорит Филлис К. Штейн, доктор наук, научный сотрудник и директор Лаборатории Вариабельности Сердечного Ритма при Медицинской Школе. «Они выглядят здоровыми, но таковыми не являются. Мы смогли продемонстрировать способ определения их болезненного состояния, которое не проявляется при использовании стандартных лабораторных тестов». Работа должна появиться 15 февраля в Журнале Сердечнососудистой Электрофизиологии.

Желудочковая экстрасистолия (ЖЭ) случается тогда, когда желудочек получает неверный сигнал к сокращению до положенного момента. ЖЭ распространена также и среди здоровых людей. И проблема заключается не в том, случается ли ЖЭ, а в том, как отзывается на нее организм. Реакция сердца на ЖЭ называется турбулентностью сердечного ритма. Она может быть измерена с помощью хольтеровского мониторирования, проводимого при использовании устройства, носимого в течение 24 часов, которое записывает электрокардиограмму человека – электрические сигналы, подаваемые сердцем.

Когда желудочек сокращается преждевременно, сердце находится не в полностью наполненном состоянии и подает организму меньше крови, чем положено. Для компенсирования недостачи крови, сердечный ритм ускоряется и увеличивает кровяной поток.

Сердечный ритм здорового сердца то ускоряется, то замедлятся для компенсирования излишней и недостаточной наполненности, следующей после ЖЭ, до тех пор, пока сердце не станет достаточно заполненным кровью. Аномальная турбулентность сердечного ритма случается при неспособности сердца компенсировать объем подачи крови описанным выше образом.

«Данный тест является надежным способом испытания вегетативной нервной системы, регулирующей сердечный ритм, на ее способность адаптации к вызовам», — отмечает Штейн. Штейн и коллеги подвергли анализу записи регистратора Хольтера, сделанные у почти 1300 пациентов возрастом старше 65-ли лет между 1989 и 1993 годом.

Пациенты были разделены на три группы на основе оценок состояния их сердечно-сосудистого здоровья. Те, кто оказался в «клинической» группе имели историю таких сердечнососудистых заболеваний, как инфаркт или операция по открытию суженных кровяных сосудов. Члены «субклинической» группы имели традиционные факторы риска, такие как высокое кровяное давление или диабет, но никогда не проходили лечение от какого либо сердечно-сосудистого заболевания. Состоящие в «здоровой» группе люди не имели свидетельств клинического или субклинического заболевания.

Во всех трех группах, аномальная турбулентность сердечного ритма была предиктором смерти от сердечного приступа. Однако существовала особо тесная взаимосвязь в здоровой группе. Из 357, классифицированных, как здоровые, пациентов, у 21-го имелась аномальная турбулентность сердечного ритма. У этих 21 пациентов риск смерти увеличивается на 8 раз по сравнению с другими членами «здоровой» группы.

«Даже при том, что это — малая группа людей, риск смертности остается высоким», — отмечает Штейн. Фактически, на протяжении 12 лет, люди в здоровой группе с аномальной турбулентностью сердечного ритма имели меньший показатель выживаемости, чем люди с субклинической болезнью, но с нормальной турбулентностью сердечного ритма. «На самом деле они не являются здоровыми людьми», — объясняет Штейн. «Что-то не так с их сердцами. Но стандартные факторы риска не отражают имеющиеся у них проблемы».

Штейн и ее коллеги также рассмотрели уровни С-реактивного протеина, которые являются указателями воспаления, связанного с сердечнососудистыми заболеваниями. В то время как С-реактивный протеин предвещал смерть от сердечного заболевания у здоровой группы, он не оказывал влияния на субклинические и клинические группы. Так как турбулентность сердечного ритма была предиктором во всех трех группах, этот фактор может оказаться более надежным способом, чем С-реактивный протеин в предсказании риска смерти по сердечнососудистым причинам.

Хотя регистратор Хольтера является стандартным и неинвазивным устройством, Штейн отмечает, что программное обеспечение, необходимое для клинического измерения турбулентности сердечного ритма, установлено только на одном регистраторе Хольтера. Она высказывает предположение о том, что данная работа и другие исследования, демонстрирующие ценность измерения турбулентности сердечного ритма сделает данное программное обеспечение более распространенным, чем в данное время.


Источник:
medicaldaily.com
Перевод:
Serdechno.ru

Читайте далее: