Вторичные и третичные реакции организма на фармакологические средства
Вторичные реакции (например, сонливость для препаратов с успокаивающим типом действия) являются физиологическим следствием, или, что то же, субъективным ответом на первичные эффекты [Горбов Ф. Д., Усков Ф. Н., 1975]. Некоторые авторы терапевтическую ценность препарата связывают именно со вторичными реакциями.
К третичным реакциям относят плацебо-эффекты негативного и позитивного характера при противодействии больного врачу или встречной активности больного, а также для выявления спонтанного волнообразного течения болезненного процесса [Reinhard W., 1981].
Таким образом, стратегия лекарственного вмешательства заключается в том, чтобы за рамками «внеличностной» объективной теории и стандартизированных методов исследования увидеть конкретного человека с его биологическими, психологическими и социальными особенностями и назначить именно те препараты, которые необходимы данному человеку.
Но если стратегия лекарственного вмешательства для больного определяется этиологией, патогенезом или симптоматикой заболевания, укладывающейся в границы нозологической единицы или синдромокомплекса, и строится с учетом лекарственных и внелекарственных факторов и эмпирически накопленного опыта проб и ошибок, то «фармакология здорового деятельного человека», предназначенная в основном для профилактики нервно-эмоциональных срывов, такого опыта имеет сравнительно мало.
Что же может служить теоретической основой индивидуализации фармакотерапии?
Есть указания на то, что в ранних стадиях ишемической болезни сердца в первую очередь страдают сангвиники (или психологический тип А по A. Friedman и С. Rosenman), т. е. лица, обладающие сильной возбудимостью, сильным процессом торможения и подвижностью нервных процессов [Василенко В. X., 1979]. Автор объясняет это тем, что для сангвиника характерна высокая работоспособность, восприимчивость или впечатлительность к аффективной сигнализации, импульсивность, т. е. быстрая готовность к действию, значительная мобильность, т. е. скорость смены возбуждения и торможения (в обиходе подобное торможение называют выдержкой). В клинике «привилегией» людей с сильным подвижным типом нервной деятельности являются стенокардия, инфаркт миокарда, гипертония.
В исследованиях на животных выявлена генетическая и индивидуально-зависимая различная устойчивость сердечно-сосудистых реакций на эмоционально значимый стресс [Судаков К. В., 1981]. Генетические предпосылки подвижности нервных процессов, например в моторных реакциях, отмечены и в психологических исследованиях [Василец Т. В., 1974].
«Фармакологическая коррекция утомления»,
Ю.Г.Бобков, В.М.Виноградов
- Список литературы
- Анализ факторов, влияющих на устойчивость индивидуумов к психологическому стрессу
- Работа по выявлению и классификации стресс-устойчивых и стресс-неустойчивых лиц
- Построение матрицы взаимосвязи работоспособности и характерологического тестового пространства исследуемых
- Результаты факторного анализа группы «неустойчивых»
- Результаты факторного анализа группы «высокоустойчивых»
- Результаты синтеза решающего правила о соотнесении конкретного индивидуума к группе потенциально неустойчивых к стресс-воздействию
- Стресс-протективная активность транквилизаторов, ноотропных средств и психостимуляторов в зависимости от индивидуально-личностных особенностей
- Стресс-протективные эффекты пирацетама
- Стресс-протективные эффекты пирроксана
- Высокие показатели уровня перцептивного внимания
- Необходимость надежной защиты организма от неблагоприятных последствий повторяющихся стрессовых ситуаций
- Выбор оптимальных средств для повышения работоспособности
- Общепринятые методы скрининга психоактивных соединений
- Исследования с бланковыми методиками
- Тест Айзенка
- Определение эмоции