Обнаружены новые связи между шизофренией и сердечно-сосудистыми заболеваниями

13.02.2013

Обнаружены новые связи между шизофренией и сердечно-сосудистыми заболеваниями

Недавнее исследование, опубликованное 7 февраля 2013 года в выпуске американского журнала о генетике человека, расширило и углубило понимание биологических и генетических связей между сердечно-сосудистыми заболеваниями и шизофренией. Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) – основная причина преждевременной смерти среди шизофреников, которые умирают от нарушений функции сердца и кровеносных сосудов в два раза чаще, чем люди, не страдающие психическими расстройствами.

«Полученные результаты важны для клинического применения, т.к. добавляют к нашей растущей осведомленности тот факт, что сердечно-сосудистые заболевания недооцениваются и не долечиваются у психически больных людей», – говорит основной автор исследования Оле Андреассен, доктор медицины, доктор философских наук, адъюнкт-профессор Калифорнийского университета, Школы медицины в Сан-Диего и профессор психиатрии Университета Осло. – «Присутствие данных заболеваний при шизофрении связано не только с образом жизни или побочными эффектами от приема медикаментов. Клиницисты должны осознать, что шизофреники находятся в группе риска сердечно-сосудистых заболеваний, независимо от присутствия данных факторов».

Под руководством ведущего исследователя Андерса М. Дэйла, доктора философских наук, профессора рентгенологии, неврологии, психиатрии и когнитивистики Школы медицины в Сан-Диего, международная команда исследователей воспользовалась принципиально новой статистической моделью, чтобы усилить глубину аналитичности и полногеномные исследования связи или ПГИС.

В ходе таких исследований различные биты последовательного ДНК, называемые однонуклеотидными полиморфизмами или ОНП, у людей и групп сравниваются для обнаружения общих генетических вариаций, которые могут быть связаны с генетической особенностью или заболеванием. Исследователи расширили данные ПГИС, добавив информацию, основанную на генной плейотропии, – это концепция о том, что, по крайней мере, некоторые гены влияют на несколько фенотипических признаков.

«Наш подход отличается тем, что мы использовали всю доступную генетическую информацию о фенотипических признаках и заболеваниях, а не только ОНП, что было бы ниже заданного статистического порога», – говорит Дэйл. – «Это значительно повысило способность обнаружения новых генов, используя сочетание с ПГИС для фенотипических признаков и болезней».

Ученые подтвердили существование девяти ОНП, связанных с шизофренией, которые выявили предыдущие исследования, а также обнаружили 16 новых локусов, некоторые из которых также связаны с ССЗ. Среди этих общих факторов риска: уровень триглицерида и липопротеина, соотношение «талия-бедра», систолическое артериальное давление и индекс массы тела.

«Полученные результаты говорят о том, что общие биологические и генетические механизмы могут помочь в объяснении того, почему шизофреники подвержены повышенному риску сердечно-сосудистых заболеваний», – говорит соавтор исследования Раул С. Десикан, доктор медицины, доктор философских наук, научный сотрудник и врач-резидент-рентгенолог Медицинской школы в Сан-Диего.

«Кроме случаев шизофрении, данный новый метод может быть использован для обнаружения генетических совпадений при сопоставлении многих фенотипических признаков и заболеваний», – считает Десикан. – «Обнаружение совпадений в обычных вариациях может пролить свет на механизмы заболевания и помочь определить возможные терапевтические цели для распространенных болезней».

medicalnewstoday.com