Вторая жизнь сердца мышей

25.04.2012

Вторая жизнь сердца мышей

Ученые сообщают, что им удалось восстановить сердце после инфаркта. Испытание проводилось на мышах. Специалисты из Института Глэдстона (некоммерческого биомедицинского исследовательского учреждения) смогли превратить рубцовую ткань в рабочую мышцу. По их словам, когда-то этот опыт, возможно, удастся применить и на людях, которые перенесли инфаркт. «Обычно повреждения сердца после инфаркта носят необратимый характер, так как сердечная мышца, лишенная кислорода, умирает, образуя рубцовую ткань, — говорит в пресс-релизе организации доктор Дипак Сривастава, руководитель отделения исследований сердечно-сосудистой системы и стволовых клеток. – Наш эксперимент на мышах доказывает, что мы можем перепрограммировать нерабочие клетки в клетки бьющегося сердца. Этот метод является инновационной и менее инвазивной альтернативой восстановления сердца после инфаркта».

В ходе проведения исследования ученые пересадили три гена, известные как GMT (Gata4, Mef2c, and Tbx5), участвующие в развитии сердца на эмбриональной стадии, непосредственно на поврежденные участки сердца мышей. Это привело к тому, что в течение месяца рубцовая ткань преобразовалась в рабочую сердечную мышцу. Через три месяца функция сердца стала еще лучше. «Данные этого исследования могут существенно изменить жизнь пациентов с сердечной недостаточностью. Состояние их сердца не позволяет им заниматься физической активностью и даже подниматься по лестнице, — говорит Ли Чьен, научный сотрудник Калифорнийского института регенеративной медицины, участник программы имени Родденберри. – Результаты исследования могут привести к созданию крайне востребованной альтернативы сердечным трансплантатам в условиях нехватки доноров. Мы перепрограммируем клетки прямо в сердце – это снимает необходимость имплантации клеток, выращенных в чашках Петри».

Следующим шагом ученые планируют выявить безопасность данного метода применительно к млекопитающим, в частности, свиньям. Это на шаг приблизит их к проведению данного испытания на людях. «Мы надеемся, что наше исследование поможет начать восстановление сердца сразу после инфаркта, когда пациент впервые поступает в отделение экстренной медицинской помощи», — говорит Сривастава, который также является профессором Калифорнийского университета в Сан-Франциско. Институт Глэдстона является дочерним учреждением университета. В будущем ученые надеются использовать прямое перепрограммирование для борьбы с повреждениями спинного мозга и такими недугами, как болезни Альцгеймера и Паркинсона. Полученные данные обнадеживают, однако при этом ученые отмечают, что результаты исследований с участием животных часто отличаются от данных, полученных при участии людей.

Результаты исследования были опубликованы 18 апреля онлайн в журнале «Nature» («Природа»).

medicinenet.com