Атеросклеротические бляшки формируются в течение ограниченного периода жизни

13.04.2011

Атеросклеротические бляшки формируются в течение ограниченного периода жизни

В ходе нового исследования ученые из Института Каролинска (Karolinska Institutet) определили возраст атеросклеротических бляшек с помощью изотопа углерода (14C), который образуется в атмосфере и сильно распространился после интенсивных испытаний атомной бомбы в 50-х и 60-х годах. Результаты исследования, опубликованные в научном интернет-журнале «PLoS ONE», говорят о том, что у большинства людей бляшки формируются в течение относительно короткого периода времени (3-5 лет) и в более старшем возрасте.

Исследователи собрали образцы бляшек из сонной артерии, взятых во время операций вследствие сужения сонной артерии, проводившихся в Южной больнице Стокгольма (Södersjukhuset). Пациенты были направлены на операцию потому, что их пораженная сонная артерия частично преграждала поток крови к мозгу, вызывая симптомы недостаточности кислорода под названием транзиторная ишемическая атака (ТИА), которая иногда приводит к инсульту.

Бляшки были датированы по углероду в Уппсальском университете (Uppsala University), с использованием масс-спектрометрии с ускорителем. В результате интенсивных испытаний атомной бомбы в 50-х и 60-х годах, концентрация 14C в атмосфере быстро увеличилась. С тех пор концентрация 14C постепенно снижается, и в настоящее время может использоваться с целью определения времени синтеза любого биологического образца.

«Мы подозревали, что возраст бляшек будет значительно меньше, чем возраст пациентов, средний возраст которых на момент операции составил 68 лет, но мы были удивлены, обнаружив, что средний возраст этих бляшек был менее 10 лет», — говорит доцент Йохан Бьйоркегрен, который возглавил исследование на Кафедре биохимии и биофизики в медицине.

Еще одним удивительным открытием стало то, что колебания возраста бляшек были незначительными, и на основании чего ученые предположили, что у большинства людей бляшки формируются в течение относительного короткого периода жизни (3-5 лет) и в более старшем возрасте. Если это окажется верным, атеросклеротическое повреждение сосудов можно будет остановить и тем самым предотвратить такие клинические последствия, как ТИА и инсульт, даже на поздней стадии жизни, лет в 60 и возможно позже.

За последние годы в Институте Каролинска был выполнен ряд исследований с датированием 14C, что позволило по-новому взглянуть на общие заболевания, в частности жировые клетки, нейроны и кардиомиопатии. Однако, в отличие от предыдущих исследований, текущее исследование определяло не возраст ДНК, отражающий оборот клетки, а полное атеросклеротическое поражение сосудов.

Было также обнаружено, что возраст бляшек связан с уровнем инсулина в крови, и более молодые бляшки (сформированные недавно) были более нестабильными, по сравнению со «взрослыми» бляшками, и поэтому вероятность клинических осложнений из-за них повышена.

«Взаимосвязь между молодым возрастом бляшки, более высоким уровнем инсулина и нестабильностью также подтверждается результатами нашего исследования относительно активности генов, где более молодые бляшки характеризовались более высокой активностью генов, связанной с иммунным ответом и окислительной фосфориляцией. Наше исследование небольшое, поэтому необходимо провести более крупные клинические исследования прежде, чем мы сможем определить точную роль биологического возраста для стабильности бляшек и связанные с этим клинические проявления».