Открытие механизма межклеточной связки дает надежду страдающим кожными и сердечными заболеваниями

26.01.2011

Ученый из Манчестерского Университета обнаружил механизм крепкого связывания клеток кожи между собой, который, по его убеждению, приведет к появлению новых лечебных средств от болезненных и истощающих кожных болезней и сердечных дефектов, приводящих к смерти. Дэвид Гаррод, профессор факультета биологических наук, обнаружил, что клейкие молекулы прикрепляются только к подобным им клейким молекулам, имеющимся на других клетках, и образуют тем самым очень прочную и упругую структуру. Дальнейшее исследование причины такой избирательной связки могло бы привести к появлению новой лечебной терапии.

Профессор Гаррод и его работа, поддерживаемая Советом Медицинских Исследований и ставшая темой статьи недели в Журнале Биохимии, рассказывает: «Наша кожа состоит из трех различных слоев. Внешним слоем является эпидермис. Этот слой имеет толщину всего в 1/10 мм, но при этом является настолько прочным, что защищает нас от внешней среды и выносит все нагрузки, с которыми нам приходится сталкиваться каждый день».

«Одна из причин такой способности кроется в сильной связи клеток между собой посредством крошечных структур называемых десмосомы, которые иногда сравнивают с заклепками. Нам известно, что люди, имеющие дефектные десмосомы, испытывают проблемы с эпидермисом  и приобретают весьма неприятные кожные заболевания. Понимание механизма работы десмосом является ключевым для создания более эффективных лекарств против упомянутых и других типов кожных заболеваний и незаживающих ран».

«Десмосомы также необычайно важны для связывания между собой мышечных клеток сердца, а сердца, в которых имеется дефект десмосом, могут отказывать с катастрофическими последствиями, такими как внезапная смерть в молодом возрасте. Таким образом, наши открытия относятся также к сердцу и к созданию новых способов лечения сердечных заболеваний».

Профессор Гаррод и его команда – Чжуцзян Ни, Анита Мерритт, Мансур Рухи и Лидия Табернеро  — исследовали клетки эпидермиса посредством химического сшивания и обнаружили то, что по их мнению является основным механизмом клейкие молекулы и десмосомы клеток кожи связываются между собой.

«По не совсем понятным для нас причинам, мы не до конца понимаем смысл присутствия в каждом десмосоме нескольких различных, но близко связанных между собой клеевых молекул», — объясняет он.

«Наши результаты демонстрируют, что каждая клеевая молекула одной клетки привязывается обычно к другой клетке такого же типа на соседней клетке, что указывает на избирательность привязывания, что весьма удивительно, так как предыдущие исследования, проводимые при использовании других приемов, не могли дать нам в такой же степени ясный ответ на вопросы об избирательности привязывания».

Далее он добавляет: «Наши результаты указывают на то, что такая избирательности при связывании играет фундаментальную роль для связывания клеток эпидермиса в жесткую, но гибкую структуру. В нашем исследовании мы, таким образом, смогли сделать важный шаг в направлении создания более действенных способов лечения незаживающих ран, других кожных заболеваний и нарушений сердечной активности. У нас получилось бы сделать это, если бы мы понимали, как создать лекарство, способное смыкать и размыкать десмосомы по желанию».