Обнаружен белок, ответственный за отрыв тромбов

03.08.2010

Обнаружен белок, ответственный за отрыв тромбов

Результаты исследования, проведенного британскими медиками из Императорского колледжа в Лондоне, позволяют утверждать о том, что главным «виновником» отрыва тромбов, способных закупорить кровеносные сосуды, является белок под названием TLR2. Авторы работы надеются, что данное открытие откроет новые пути в борьбе с основной причиной инфарктов и инсультов, посредством создания лекарств, блокирующих активность указанного белка.

В ходе своего исследования авторы выяснили, что появление в клетках атеросклеротических бляшек белка TLR2, синтезируемого лимфоцитами, приводит к воспалению стенок кровеносных сосудов, что, в свою очередь, сопровождается резким возрастанием вероятности отрыва бляшки.

Здесь стоит отметить одну специфическую особенность белка TLR2, который обнаруживается только лишь в крови и клетках иммунной системы, в то время как многие другие его «собратья» встречаются в подавляющем большинстве клеток организма. Повышенную избирательность белка TLR2 принято объяснять его функциями, причем ученые до последнего времени считали, что он оказывает помощь лимфоцитам в обнаружении болезнетворных бактерий. Вместе с тем, как сообщает на своих страницах интернет-портал med2.ru, британские эксперты пришли к выводу о том, что этот же белок провоцирует воспаление сосудистой стенки.

Результаты ранее проведенных исследований показали, что белок TLR2 синтезируется в атеросклеротических бляшках. Лондонские специалисты провели ряд экспериментов с культурой клеток, попытавшись при этом подавить активность TLR2. Наблюдение за экспериментальной культурой показало, что в этом случае в ней значительно снизилась выработка веществ, вызывающих воспалительные процессы.

Комментируя полученные результаты, авторы работы подчеркивают, что воспаление является естественной реакцией на вторжение инородных объектов. С учетом данного обстоятельства становится понятным выбор белка TLR2, ведь британским исследователям не пришлось перебирать практические вслепую более 10 тысяч известных белков, а достаточно было лишь обратиться к теории, связывающей болезнь сердечно-сосудистой системы (атеросклероз) с адекватной реакцией иммунитета (воспалением).

К сожалению, на сегодняшний день о практическом применении открытия британских медиков говорить пока не приходится, так как сначала нужно научиться блокировать TLR2 именно в клетках атеросклеротических бляшек, не затрагивая при этом нормальную работу всей иммунной системы организма.

В этой связи можно вспомнить так называемые маркеры воспаления, которые теперь могут рассматриваться в качестве одного из диагностических признаков атеросклероза. Говоря другими словами, теперь у медиков появляется возможность более точно и своевременно обнаружить атеросклероз, ориентируясь при этом не только на содержание холестерина в крови, но и на уже проявившиеся признаки поражения кровеносных сосудов.

Подробный отчет о данной работе опубликован в журнале «Circulation».