Проникающий в клетку пептид подает надежды в качестве агента контролирования сердечнососудистых заболеваний

26.04.2013

Атеросклероз – называемый иногда «затвердением артерий» – является ведущей причиной смерти и болезненности в западных странах. Проникающий в клетку пептид, содержащий клеточный сигнал внутриядерной локализации NF-kB (NLS) подает надежды в качестве агента, контролирующего развитие атеросклеротического заболевания. Исследование, свидетельствующее об этом, опубликовано в текущем выпуске The American Journal of Pathology.

Атеросклероз
– это хроническое воспалительное заболевание, поражающее стенки сосудов и артерий. Целью многих терапевтических составов является регулирование атерогенеза – процесса, который приводит к формированию содержащих жировую ткань бляшек, налипающих на клеточные стенки. В процесс развития заболевания вовлечены многочисленные клеточные и молекулярные воспалительные механизмы, и неконтролируемая активация провоспалительных факторов транскрипции, таких как ядерный фактор kB (NF-kB), играет здесь значительную роль. В настоящее время проводятся II и III фазы клинических испытаний нескольких ингибиторов NF-kB, воздействующих на различные воспалительные заболевания, однако большинство сердечнососудистых исследований по-прежнему находятся на начальной стадии лабораторных экспериментов.

Исследователи из Испании, Соединенных Штатов и Германии изучили противовоспалительные и атеропротективные эффекты проникающего в клетку пептида, содержащего клеточный сигнал внутриядерной локализации NF-kB. In vitro тесты ясно показали, что пептид NLS блокирует ядерный импорт активированного NF-kB и подавляет активацию NF-kB в клетках сосудов. Эти данные были подтверждены результатами in vivo экспериментов на мышах, лишенных АпоЕ – экспериментальной модели атеросклероза у человека. В ходе этих экспериментов мышей кормили пищей с высоким содержанием жиров и лечили либо при помощи пептида NLS, либо плацебо (контрольная группа).

Результаты показали, что системное введение пептида NLS сократило ядерную активность NF-kB в клетках гладкой мускулатуры сосудов и макрофагов аортальных бляшек у мышей. Что еще более важно, пептид NLS подавил развитие поражений у мышей либо на начальной стадии атеросклероза (раннее лечение), либо после развития бляшек (отсроченное лечение), не затрагивая уровни сывороточного холестерина. Результаты показывают, что пептид NLS видоизменяет композицию бляшек и процесс воспаления в местах атеросклеротических поражений.

«Система NF-kB является решающим фактором, регулирующим экспрессию генов на различных стадиях атеросклеротического процесса, начиная с ранних фаз, характеризующихся модификацией липидов, хемотаксисом, адгезией лейкоцитов, дифференциации моноцитов, формирования ксантомных клеток и экспрессией воспалительных цитокинов, и заканчивая сильными повреждениями с вовлечением смерти клеток, миграции и пролиферации клеток гладкой мускулатуры сосудов и образования фиброзных утолщений», — объясняет ведущий исследователь Кармен Гомез-Гуэреро, доктор философских наук, сотрудница лаборатории по изучению почечных и сосудистых воспалений, Фонд Хименеса Диаса IIS, Автономный университет Мадрида, Испания.

«Наше исследование свидетельствует о том, что воздействие на ядерную транслокацию NF-kB препятствует воспалительному процессу и развитию атеросклероза, а также демонстрирует потенциал проникающего в клетку пептида NLS в качестве антиатеросклеротического агента», — говорит она. «Эти качества делают проникающий в клетку пептид NLS многообещающей стратегией профилактики/вмешательства с целью подавления воспаления при сердечнососудистых заболеваниях».

sciencedaily.com