Превышение возможности психической адаптации
Если же эмоциональное напряжение превышает возможности психической адаптации данного индивидуума, то развивается состояние, определяемое как психологический стресс, одним из основных проявлений которого является снижение работоспособности [Александровский Ю. А., 1976; Вальдман А. В. и др., 1979]. Следует подчеркнуть, что отрицательное эмоциональное напряжение обладает длительным последействием и суммацией и может долго сохраняться в ЦНС как в условиях конфликтной ситуации, так и после ее устранения [Судаков К. В., 1981]. Данное обстоятельство и обусловило возможность повторных тестирований на фоне неразрешенной конфликтной ситуации.
При анализе результатов полученные показатели были подразделены на «субъективные», характеризующие самооценку состояния, активности, настроения и уровень реактивной тревожности, и объективные критерии работоспособности, характеризующие состояние аппарата внимания, оперативной памяти и мышления.
В условиях психологического стресса наиболее значимая перестройка отмечена в отношении объективных критериев работоспособности: уровень перцептивного внимания снизился на 22% (р≤0,01), скорость мышления на 48% (р≤0,001), показатели оперативной памяти улучшились на 33±14% по сравнению с фоном. Улучшение оперативной памяти, по-видимому, связано с повышением мотивационной компоненты при данной деятельности и характеризует операционную напряженность [Наенко Н. И., 1976] исследуемых в данных условиях.
Однако ухудшение показателей внимания и особенно скорости мышления позволяет говорить о связи их с эмоциональной компонентой и рассматривать развившееся состояние с позиций психологического стресса. Полученные данные свидетельствуют о различии порогов психической устойчивости для разных форм умственной деятельности.
В таблице ниже представлена эффективность исследуемых препаратов и плацебо в условиях психологического стресса.
Результаты применения препаратов и плацебо в условиях психологического стресса
Исследуемые показатели |
Серия экспериментов |
||||
I | II | III | |||
Плацебо | |||||
Реактивная тревожность Самооценка состояния Перцептивное внимание Оперативная память Скорость мышления |
34,7±2,3 5,2±0,2 1,43±0,08 33,3±2,5 16,7±1,2 |
37,2±3,0 5,6±0,3 1,08±0,06 47,8±2,4 9,8±1,4 |
34,9±1,2 5,8±0,2 1,35 ±0,05* 49,2±0,9 10,2±1,2 |
||
Диазепам | |||||
Реактивная тревожность Самооценка состояния Перцептивное внимание Оперативная память Скорость мышления |
36,2±1,6 5,3±0,2 1,34±0,09 30,4±3,1 16,2± 1,1 |
36,7±1,2 5,1±0,1 1,01±0,03 51,4±2,6 8,2±0,4 |
36,6±1,5 5,3±0,2 1,27±0,04* 52,1 ± 1,9* 12,2±0,6* |
||
Пирацетам | |||||
Реактивная тревожность Самооценка состояния Перцептивное внимание Оперативная память Скорость мышления |
33,3±2,8 5,9±0,3 1,27±0,1 45,4±3,8 14,0±1,1 |
34,1±1,8 5,8±0,3 0,98±0,6 46,0±3,7 6,0±0,8 |
30,4±1,9 6,3±0,2 1,27±0,08* 49,5±2,4 12,3±0,6* |
||
Пирроксан | |||||
Реактивная тревожность Самооценка состояния Перцептивное внимание Оперативная память Скорость мышления |
37,1±2,3 5,7±0,2 1,29±0,09 35,8±4,8 13,7±0,8 |
35,6±2,2 5,6±0,2 0,97±0,04 43,1±3,2 6,2±0,5 |
33,5±1,5 5,4±0,3 1,42±0,07* 46,8±3,2 13,4±0,7* |
||
Сиднокарб | |||||
Реактивная тревожность Самооценка состояния Перцептивное внимание Оперативная память Скорость мышления |
37,7±2,2 5,6±0,2 1,36±0,07 41,0±4,1 13,6±1,2 |
41,5±1,4 5,4±0,3 1,16±0,07 48,6±2,4 7,6±1,0 |
36,3±1,7 6,1±0,2 1,36±0,03* 51,3±1,4 9,8±0,9 |
||
Фенибут | |||||
Реактивная тревожность Самооценка состояния Перцептивное знимание Оперативная память Скорость мышления |
39,1± 1,6 5,2±0,4 1,37±0,22 32,1±4,2 14,1±1,6 |
37,7±2,7 5,0±0,5 1,3±0,07 43,4±4,4 6,4±0,6 |
33,1±2,0 5,4±0,4 1,5±0,05* 48,8±2,7 10,6±2,3 |
Примечание. I — фон или контроль; II — стресс; III — стресс+препарат; * — отличие от уровня на фоне стресса достоверно при р≤0,05; представленные цифры обозначают среднюю арифметическую (М) и ошибку средней (±м).
«Фармакологическая коррекция утомления»,
Ю.Г.Бобков, В.М.Виноградов
- Список литературы
- Анализ факторов, влияющих на устойчивость индивидуумов к психологическому стрессу
- Работа по выявлению и классификации стресс-устойчивых и стресс-неустойчивых лиц
- Построение матрицы взаимосвязи работоспособности и характерологического тестового пространства исследуемых
- Результаты факторного анализа группы «неустойчивых»
- Результаты факторного анализа группы «высокоустойчивых»
- Результаты синтеза решающего правила о соотнесении конкретного индивидуума к группе потенциально неустойчивых к стресс-воздействию
- Стресс-протективная активность транквилизаторов, ноотропных средств и психостимуляторов в зависимости от индивидуально-личностных особенностей
- Стресс-протективные эффекты пирацетама
- Стресс-протективные эффекты пирроксана
- Высокие показатели уровня перцептивного внимания
- Необходимость надежной защиты организма от неблагоприятных последствий повторяющихся стрессовых ситуаций
- Выбор оптимальных средств для повышения работоспособности
- Общепринятые методы скрининга психоактивных соединений
- Изучение индивидуально-личностных характеристик человека, занятого умственной деятельностью
- Исследования с бланковыми методиками
- Тест Айзенка