Частный случай (Больной Г. (наблюдение), 38 лет)

02.07.2010

Больной Г. (наблюдение), 38 лет, находился в клинике в январе – марте 1966 г. Поступил с жалобами на общую слабость, головные боли, головокружения, приступообразные боли за грудиной с иррадиацией в левую руку, уменьшающиеся при приеме валидола, одышку при движении, кашель, снижение зрения. С 1956 г. больного изредка беспокоили боли в суставах, но до 1963 г. считал себя практически здоровым.

В феврале 1963 г. перенес длительный приступ боли в области сердца, по поводу которого был госпитализирован. При стационарном обследовании на ЭКГ имелись признаки коронарной недостаточности (по словам больного, диагноз «инфаркт миокарда» в тот период не подтвердился). Тогда же впервые выявлено повышение артериального давления и ослабление пульса на правой лучевой артерии. В мае 1963 г. появились лихорадка, признаки пневмонии, в моче впервые обнаружен белок. Лечение антибиотиками было малоэффективным.

В дальнейшем отмечались периодические обострения легочного процесса с лихорадкой, кашлем с мокротой, одышкой, иногда с умеренно выраженными астмоидными явлениями. Стойко держалась протеинурия. Периодически находили повышения артериального давления до 180/120 мм рт. ст., изредка возникали боли в сердце типа стенокардии.

Постепенно участились головные боли, в середине 1965 г. отмечались головокружение и пошатывание при ходьбе.

В ноябре специалистами по сосудистой хирургии обнаружена окклюзия безымянной артерии, однако, учитывая компенсированное состояние мозгового кровообращения, реконструктивная операция на безымянной артерии не производилась, и больной для дальнейшего наблюдения поступил в нашу клинику.

Объективно: больной правильного телосложения, удовлетворительного питания. Отмечается некоторая гипотрофия мышц правой руки. Над легкими перкуторный звук с коробочным оттенком, дыхание жесткое, много сухих хрипов. Число дыханий 20 в 1 мим. Сердце: ежедневно беспокоят боли типа стенокардии, левая граница на 1 см кнаружи от срединно-ключичной линии, тоны глухие, шумов нет, акцент II тона над аортой. Артериальное давление 150/100 мм рт. ст. На правой руке пульс и артериальное давление не определяются. Печень и селезенка не увеличены.

В крови:
л. – 10 700, эозин, в отдельных анализах – до 8%, п. – сдвиг влево до 10%, РОЭ – 26 мм/ч. Анализ мочи: удельный вес – 1010 – 1016, белок – 2,4 – 30/00, в отдельных анализах до 10 выщелоченных эритроцитов в поле зрения, единичные лейкоциты, гиалиновые цилиндры. Креатинин крови – 1,4 мг%, клубочковая фильтрация – 70 мл в 1 мин. Данные биохимического исследования крови в пределах нормы. Анализ мокроты: единичные лейкоциты и эозинофилы.

На ЭКГ: обширные рубцовые изменения миокарда в области верхушки и передней части перегородки (QSv1-4, S – Tv1-6 поднят Tv1-4 двухфазный).


Электрокардиограмма того же больного

Электрокардиограмма того же больного


Рентгенологически: усиление легочного рисунка мелкосетчатого характера с мелкоточечной диссеминацией с обе их сторон, корни легких расширены, сердце увеличено за счет левого желудочка, аорта расширена (что расценено как сосудистое поражение типа эндартериита). При осциллографии наблюдалось снижение осцилляции на правых плече и стопе.

На глазном дне артерии сетчатки сужены вены расширены. Функция внешнего дыхания: значительное уменьшение жизненной емкости легких, нарушение бронхиальной проходимости (дыхательная недостаточность II степени). В биопсированных участках кожи и мышц отмечено утолщение стенок артерии, между мышечными волокнами – единичные лимфоидные инфильтраты.

Назначены бутадион, резохин, резерпин в обычных дозах. На фоне терапии у больного появились боли в эпигастральной области, а рентгенологически обнаружена ниша в области луковицы двенадцатиперстной кишки. В связи с этим проводилась противоязвенная терапия. Состояние больного улучшилось, уменьшились слабость, головные боли, боли в области сердца, артериальное давление стабилизировалось – 130/80 мм рт. ст. Появилась слабая пульсация на правой руке.

В крови: лейкоциты – 9000 РОЭ – 9 мм/ч. Однако остались без изменения симптомы со стороны легких, ЭКГ и протеинурия. Больной выписан в относительно удовлетворительном состоянии.

Клинический диагноз: узелковый периартериит с поражением коронарных артерий, с развитием инфаркта миокарда и формированием хронической аневризмы сердца, сосудов легких, почек (с умеренной гипертонией), магистральных сосудов конечностей (правой безымянной артерии и артерии нижних конечностей), мышц, кожи. Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки. Больной умер внезапно через год от повторного инфаркта миокарда.

На секции подтвержден узелковый периартериит с поражением, в частности, коронарных артерий, обнаружена обширная аневризма передней стенки левого желудочка.

Следует отметить, что узелковый периартериит был диагностирован лишь на 3-м году болезни. В то же время сочеиание клинических синдромов, свидетельствовавших о поражении сосудов сердца (с коронарной недостаточностью и инфарктом миокарда у молодого больного), почек (с артериальной гипертонией) с синдромом Такаясу и явлениями пневмонита, не поддававшегося терапии антибиотиками и протекавшего с эозинофилией, лейкоцитозом, ускорением РОЭ, позволяло предположительно поставить этот диагноз значительно раньше. Поражения сердца и магистральных сосудов длительно расценивались как атеросклеротические, причем синдром коронарной недостаточности был одним из ведущих в клинической картине.

«Распознавание болезней сердца», А.В. Сумароков