Агрегация и адгезия форменных элементов крови

19.04.2012

Исследования последних лет убедительно свидетельствуют о том, что в развитии КН существенное значение имеют агрегация и адгезия форменных элементов крови, прежде всего тромбоцитов и эритроцитов, а также тромбирование коронарных артерий сердца.

Этому в значительной мере способствует атеросклеротическое повреждение стенок венечных артерий, снижение скорости кровотока и турбулентный характер движения крови в них, повышение содержания или активности факторов свертывающей и снижение таковых в противосвертывающей системе крови.

Действие указанных факторов повышает агрегационно-адгезионную активность тромбоцитов и эритроцитов и стимулирует высвобождение из них биологически активных веществ, потенцирующих клеточную агрегацию и свертывание белков крови. К числу ведущих непосредственных индукторов этих процессов относятся АДФ, тромбин, коллаген, катехоламины [Schafer A., Handin R., 1979].

Содержание АДФ, постоянно образующегося в результате гидролиза АТФ в клетках, значительно увеличивается при самых различных их повреждениях. Выход АДФ из клеток в кровь инициирует реакцию активации и высвобождения биологически активных веществ из тромбоцитов и эритроцитов.

Предполагается, что адениновый компонент АДФ взаимодействует с NH- и СО-группами белковых молекул клеточной мембраны тромбоцитов путем образования водородных связей. Эта реакция протекает при участии ионов кальция. Образующиеся в результате ее комплексы тромбоцитов с АДФ и обусловливают агрегацию форменных элементов крови [Born G., 1972].

Повышение образования тромбина может быть следствием атеросклеротического повреждения стенок сосудов, в том числе и коронарных, в результате чего в кровь выделяются клеточные факторы гемокоагуляции. Этот процесс потенциируется в связи с замедлением кровотока и вихревыми движениями крови в месте расположения атеросклеротических бляшек.

Невысокая концентрация тромбина вызывает обратимую агрегацию тромбоцитов. Увеличение его содержания сопровождается реакцией высвобождения биологически активных веществ тромбоцитами и их необратимой агрегацией.

Повреждение и слущивание эндотелия коронарных сосудов сердца или их атеросклеротическое поражение ведут к контакту форменных элементов крови с коллагеном. Коллаген, так же как и тромбин, является мощным индуктором реакции высвобождения биологически активных веществ, агрегации и адгезии тромбоцитов [Schafer A., Handin R., 1979].

I. Metha и P. Metha (1981) установили, что у людей задерживается прохождение тромбоцитов через коронарные артерии, пораженные атеросклерозом. Это проявлялось нарастанием содержания тромбоцитов в крови аорты и венозного синуса.

В эксперименте на собаках показана значительная адгезия и агрегация тромбоцитов в местах повреждения эндотелия и обнаружения коллагена стенок коронарных артерий при ишемии миокарда [Vik Mo Н., 1977].

В последние годы получены факты, свидетельствующие о том, что агрегация и адгезия тромбоцитов в зоне повреждения эндотелия сосудов потенцируют их альтерацию [Metha I, et al., 1982]. Это обусловлено выделением тромбоцитами гистамина, серотонина, β-тромбоглобулина, тромбоксина А2 и других факторов, прямо или опосредованно повреждающих сосудистую стенку.

Увеличение содержания катехоламинов в крови — закономерное явление стресса любого генеза. Вместе с тем в эксперименте доказано образование агрегатов форменных элементов крови в артериолах миокарда у собак после введения катехоламинов и у крыс, подвергнутых стрессу [Haft I., Fani К., 1973]. Получены также и прямые доказательства стимуляции агрегации тромбоцитов катехоламинами [Cameron Н., Ardlie N., 1982].

В настоящее время детально исследуются биохимические механизмы агрегации и адгезии тромбоцитов. Многие из них связаны с метаболитами арахидоновой кислоты. Схематично их можно представить следующим образом.


Схема

Схема

Пути и некоторые эффекты продуктов метаболизма арахидоновой кислоты.


Воздействие катехоламинов, тромбина, коллагена, АДФ и др. факторов на мембрану тромбоцитов (допускается, что тромбоциты имеют специфические рецепторы или центры связывания для многих агрегирующих агентов) [Shafer A., Handin R., 1979] вызывает цепь взаимообусловленных изменений в них. Совокупность этих изменений приводит к активации тромбоцитов и высвобождению ими биологически активных веществ.

При малой концентрации и времени действия индукторов агрегации ТХА2, ПГG2, Н2, F2α эта реакция обратима и протекает в три стадии:

  1. дискосферической трансформации,
  2. агрегации и адгезии и
  3. дезагрегации и восстановления функции тромбоцитов.

Нарастание действующей концентрации индукторов обусловливает необратимый характер агрегации. Адгезия и агрегация тромбоцитов сопровождаются формированием псевдоподий, с помощью которых они прикрепляются друг к другу или к чужеродной поверхности, а также выбросом биологически активных веществ.

Реакция высвобождения начинается, как правило, секрецией содержимого плотных телец: 5-окситриптамина, АДФ, Са2+, пероксидазы, а затем α-гранул (очевидно, являющихся лизосомами): фибриногена, β-тромбоглобулина, хемотаксического фактора, антигепаринового, фактора 4, коллагеназы, фактора роста (стимулирующего синтез ДНК,) липидов, ряда коагулирующих белков и др. [Shafer A., Handin R., 1979].

«Коронарная и миокардиальная недостаточность»,
Л.И.Ольбинская, П.Ф.Литвицкий