Клиническое значение парасистолии и ее лечение

04.08.2009

Согласно данным Е. Chung (1971) парасистолия встречается в 1—1,5 случаев на 1000 ЭКГ. По наблюдениям П. В. Забела (1979), соотношение между парасистолией и экстрасистолией составляет 1:21. Н. Р. Палеев и соавт. (1981), Л. И. Ковалева и соавт. (1986) регистрировали парасистолические аритмии чаще — у 5,4% больных с патологией сердечнососудистой системы.

В более ранних сообщениях о парасистолии подчеркивалось, что она присуща только лицам с тяжелым поражением миокарда. Эта укоренившаяся точка зрения в наше время подвергается обоснованной критике. Все очевиднее становится, что парасистолия нередко возникает и у людей, не имеющих органических заболеваний сердца. Например, D. Muerburgh и V. Levis (1971) регистрировали такую аритмию у 37 из 5746 (0,67%) вполне здоровых летчиков. Эту форму парасистолии называют идиопатической, Э. В. Земцовский (1979), Л. И. Васильева (1986) отмечали появление парасистолии у хорошо тренированных спортсменов, имевших признаки нейроциркуляторной дистонии.

Среди 33 больпых с парасистолией, наблюдавшихся 3. И. Янушкевичусом и соавт. (1984) у 6 (18%) тоже была диагностирована нейроциркуляторная дистония. Это не должно вызывать удивления, поскольку нейрогуморальные воздействия на миокард могут сами способствовать формированию парасистолического очага и влиять на его функцию. Несомненно, что парасистолы иногда имеют вагусный или симпатический генез, в чем, в частности, убеждают результаты нагрузочных и фармакологических (с атропином, пропранололом) проб [Трешкур Т. В., 1988]. Это следует учитывать при выборе противоаритмических препаратов.

Среди причин возникновения парасистолии нельзя не упомянуть и дигиталисную интоксикацию (особенно при предсердной парасистолии), гипокалиемию, гипокалигистию, анемию и дефицит железа, задержку натрия и воды, гипергликемию, почечные и печеночные дисфункции, ишемию и дистрофию миокарда. Разумеется, в каждом случае парасистолии требуется всестороннее обследование больного.

Опыт нашей клиники свидетельствует, что возникновение парасистолии не всегда ухудшает течение заболевания сердца, как и общий прогноз (например, при ПМК). Нам известны больные, у которых желудочковая парасистолия сохраняется от 3—5 до 20 лет без какихлибо осложнений.

Спорным является вопрос, могут ли желудочковые парасистолы, подобно ЖЭ, провоцировать ФЖ. Часть исследователей склоняются к тому, что влияние на миокард этих двух форм эктопической активности неоднозначно [ElSherif N., 1980; Luceri R. et ail., 1982]. Для иллюстрации приведем данные N. Kotler и соавт. (1973). Из 160 больных, перенесших инфаркт миокарда, у 27 (16,8%) регистрировались желудочковые парасистолы. В этой группе больных не было ни одного случая внезапной смерти, тогда как среди других 123 больных, имевших ЖЭ, у 14 наступила внезапная смерть.

К иному заключению пришла Т. В. Трешкур (1988). За 3 года проспективного наблюдения за группой больных погибло 38 больных с желудочковой парасистолией. У 17 из них непосредственной причиной внезапной смерти была ФЖ, которой предшествовала желудочковая парасистолия. Все эти больные перенесли инфаркт миокарда и имели признаки недостаточности кровообращения. По-видимому, для окончательного решения вопроса о прогностическом значении желудочковой парасистолии у больных острым инфарктом миокарда и тяжело протекающей ИБС требуется дальнейшее накопление клинических фактов.

«Аритмии сердца», М.С.Кушаковский

Читайте далее: