Диагноз экстрасистолической аритмии

06.07.2009

Диагноз экстрасистолической аритмии, поставленный на основании прощупывания пульса, менее надежен, чем основанный на данных акускультации. Обычно пальпаторно самое сильное впечатление вызывает длительная пауза после экстрасистолы.

Бесплодные, фрустные экстрасистолы нельзя распознать путем пальпации пульса. При бигеминии с выпадением экстрасистолической пульсовой волны образуется так называемая ложная брадикардия. Пульс остается правильным и замедленным. Экстрасистолы выявляют выслушиванием сердца и на основании электрокардиограммы.

При осмотре шейных вен обнаруживают систолическую пульсацию вен, характерную для желудочковых и особенно для узловых экстрасистол, когда предсердия и желудочки сокращаются одновременно или почти одновременно. В этот момент трехстворчатый клапан закрыт и кровь возвращается из правого предсердия к шейным венам. Блокированные предсердные экстрасистолы не дают аускультативной находки, ввиду отсутствия сокращения желудочков. Их можно подозревать только при сочетании положительной пульсации вен с длительной паузой артериального пульса.

Клинические наблюдения показывают, что экстрасистолы у одних больных чаще возникают в состоянии покоя, а у других — при физических усилиях. Основное значение для возникновения экстрасистол в состоянии покоя имеют укорочение рефракторного периода и замедление сердечной деятельности под влиянием усиленного тонуса блуждающего нерва. Экстрасистолы с относительно длительным предэкстрасистолическим интервалом возникают именно при описанных выше условиях, а исчезают при учащении сердечной деятельности. Следует помнить, что очень часто больные ощущают экстрасистолы только во время ночного отдыха, так как днем их внимание непрерывно отвлекается. Иногда экстрасистолы в состоянии покоя исчезают при повышении тонуса симпатического нерва после физических усилий, принятия атропина, нитритов. Прогноз таких экстрасистол хороший, так как чаще всего при них нет органического повреждения сердца.

«Нарушения ритма сердца», Л. Томов