Свойства группы адаптогенов на физическую выносливость

17.02.2015

Довольно близкими свойствами на физическую выносливость обладает и группа адаптогенов, к которой относятся дибазол и его аналоги, внедрение которых в практическую медицину связано с исследованием школы Н. В. Лазарева (1958), а также ряд стимуляторов растительного происхождения (женьшень, элеутерококк, золотой корень, левзея, заманиха и др.), особенности действия которых и возможность клинического использования, подробно изложенные в монографиях И. И. Брехмана (1968, 1976), И. В. Дардымова (1976) и А. С. Саратикова (1974), рассмотрены выше.

Проведенные исследования показали, что эффект адаптогенов существенно отличается от действия психостимуляторов и, как нам представляется важным, проявляется на фоне различных повреждающих воздействий, что в принципе применимо и для ликвидации явлений переутомления.

Эффект растительных стимуляторов развивается постепенно при длительном их назначении. Необходимо также отметить, что некоторые сапонозиды, в частности содержащиеся в женьшене, очевидно, не являются полностью нетоксичными. В отдельных работах последних лет [Siegel R., 1979; Vaille Ch., 1982] описан синдром абстиненции, возникающий примерно у 10% людей, длительно принимающих настойку женьшеня. Причина этих явлений не совсем ясна, однако, очевидно, что прием адаптогенов растительного происхождения должен находиться также под врачебным контролем.

Поскольку любая мышечная и умственная деятельность осуществляется с помощью нейромедиаторов, то делаются попытки использовать фармакологические средства, активирующие или блокирующие рецепторы исполнительных органов для оптимизации работоспособности, так как эмоциональный компонент, сопровождающий любую физическую нагрузку у человека, особенно в экстремальных условиях, сопровождается значительным выделением катехоламинов.

Фармакологические средства, способные увеличивать выход ацетилхолина из нервных окончаний и, следовательно, стимулировать мышечную активность, ограничены в настоящее время рядом производных пиридина, из которых в медицинскую практику вошли 4-аминопиридин и 3,4-диаминопиридин.

Экспериментальное изучение этих препаратов показало, что аминопиридины значительно увеличивают выход ацетилхолина из нервных окончаний за счет блокады К-каналов в мембране и увеличения вхождения ионов Са в пресинаптические окончания [Bowman W., 1982; Löffelholz К., Weide W., 1982].

Препараты используются клинически при ботулизме, для снятия блокады нервно-мышечного проведения от курареподобных средств, при миастениях, однако возможность их применения с целью повышения работоспособности в период реабилитации не совсем ясна. Поиск новых препаратов в этом ряду с меньшей токсичностью и более направленным действием на нервно-мышечный аппарат представляется весьма перспективным.


«Фармакологическая коррекция утомления»,
Ю.Г.Бобков, В.М.Виноградов

Читайте далее: