Роль андрогенов

21.12.2012

Возможно, андрогены играют двойную роль в стимуляции эритропоэза: посылают стимулы клеткам-предшественникам, повышают продукцию или выход эритропоэтина из почек. Таким образом эритроидно-комитированные клетки получают возможность для дифференцировки в эритробласты под влиянием этого гормона.

Имеются сообщения о способности андрогенов активировать механизмы, ответственные за синтез нуклеиновых кислот и белков клеток, стимулируя тем самым кроветворение [Byron J. W., 1970].

Стимуляция направлена не только на эритропоэз, но и на гранулоцитопоэз. Не исключается влияние андрогенов на мега- кариоцитопоэз [Вогралик В. Г. и др., 1971; Романова А. Ф., 1975].

Возможно, механизм действия различных гормонов не однозначен и каждый из препаратов преимущественно действует на определенную клетку-мишень.

Многие формы анемий сопровождаются повышением уровня эритропоэтинов в плазме, и они в избытке выделяются с мочой. При этом не исключается изменение их функциональной активности. Все изложенные факты послужили основанием для использования андрогенов в клинике. Первый опыт их применения показал, что они могут быть полезными для больных ГА.

С 60-х годов клиника обогатилась новыми соединениями из группы андрогенов (ретаболил, оксиметолон и др.). Они легче переносятся и обладают более заметным эритропоэтическим действием [Triginer J. et al., 1972; Van Hengstan M. et al., 1979: Kuriyama K. et al., 1981; Miyazaki S. et al., 1981].

Из осложнений в процессе лечения андрогенами отмечены задержка натрия, жировой дизгепатоз, вирилизация, акне, отеки, усиление либидо. Андрогены приблизительно в 50% случаев способствуют нормализации кроветворения, чаще у детей, при условии длительного (2 — 11 мес) применения в больших дозах (не менее 1 — 2 мг/кг). Реже их назначают в обычных терапевтических дозах. Андрогены иногда сочетают с кортикостероидами, чаще при геморрагическом синдроме.

По мнению ряда исследователей, преднизолон и его аналоги положительного влияния на кроветворение при ГА не оказывают, и даже указывается на опасность усиления депрессии гемопоэза под их действием, так как они способствуют выходу клеток из костного мозга [Петров Р. В., 1976]. Составляют исключение случаи болезни иммунного генеза, при которых эффективны большие дозы преднизолона (60 — 100 мг/сут).

Однако тестов, подтверждающих такой патогенез ГА, пока нет, а эмпирическое применение подобного лечения чревато развитием побочных явлений, неизбежных при длительной массивной глюкокортикоидной терапии. Ее иногда сочетают с андрогенами, но подобная программа не имеет преимуществ. Преднизолон у большинства больных ГА может быть полезен как средство гемостаза.

Делались попытки отбора больных для терапии стероидами с помощью теста образования колоний эритроидными клетками в культурах. При отсутствии колониеобразования, вероятно, назначать лечение гормонами не имеет смысла [Silver В. J., Zuckerman К. S., 1980; Lacombe С. et al., 1984].

Имеются сообщения о небольшом числе больных, успешно леченных метилпреднизоном и антилимфоцитарным глобулином [Ваcigalupo et al., 1980; Rothmann S. A. et al., 1982; Hartman H. G. et al., 1982].

«Депрессии кроветворения», О.К.Гаврилов,
Ф.Э.Файнштейн, Н.С.Турбина