Электрофизиологические исследования ЖТ (re-entry)

24.07.2009

Хотя наши знания патогенеза ЖТ ограничены, ЭФИ и фармакологический анализ все же позволяют выделить три основных механизма ЖТ и соответственно три ее патогенетических типа.

Указанием на этот механизм устойчивой мономорфной ЖТ служит воспроизведение в ходе программированной эндокардиальной электрической стимуляции приступа тахикардии, которая по форме комплексов, положению электрической оси QRS и частоте ритма идентична спонтанным клиническим приступам.

ЖТ начинается в тот момент, когда преждевременный электрический экстрастимул попадает в эхозону желудочков, т. е. тогда, когда достигнут интервал сцепления, при котором экстрастимул блокируется на входе в один из каналов круга re-entry и медленно проводится по другому каналу, что обеспечивает возможность повторного входа и кругового движения. В пределах эхозоны (тахикардии) между длиной интервалов сцепления экстрастимулов и продолжительностью предтахикардических интервалов нередко имеются обратные соотношения.

Успех воспроизведения реципрокной ЖТ зависит от многих факторов: типа тахикардии, заболевания сердца, протокола программированной электрической стимуляции. Мы уже упоминали, что не существует общепринятого протокола. Чаще используются методы экстрастимуляции с нарастающей «агрессивностью».

Сначала наносят одиночные желудочковые экстрастимулы в области верхушки правого желудочка при навязанном желудочковом ритме с длиной цикла 600 мс. Если ЖТ не индуцируется, переходят к программированной стимуляции желудочков двумя парными желудочковыми экстрастимулами на том же фоновом основном ритме стимуляции. При неудаче изменяют длину цикла навязанного ритма до 500 мс и, если необходимо, до 400 мс и продолжают стимуляцию одним или двумя желудочковыми экстрастимулами. Наконец, когда и это не приносит успеха, последовательно повторяют весь протокол программированной стимуляции в другом участке эндокарда, обычно в пути оттока из правого желудочка.

регистрация поздних потенциалов

Более «агрессивный» протокол с 3—4 наносимыми подряд экстрастимулами увеличивает число положительных результатов, но понижает специфичность метода, поскольку вызываются желудочковые аритмии «неклинического» характера, т. е. отсутствующие у больных. К числу этих тахиаритмий относят неустойчивую полиморфную ЖТ и ФЖ. Например, неустойчивую полиморфную ЖТ удается индуцировать двумя экстрастимулами у 0,7—2% здоровых людей, подвергающихся ЭФИ [Уапdepol С. et al., 1980, Livelli F. et al., 1982].

P. Brugada и соавт. (1983) по казали, что с помощью нескольких желудочковых экстрастимулов (до 4) можно вызвать полиморфную ЖТ или ФЖ у 46% больных, не имеющих структурных изменений в сердце. Ни у одного из них в течение последующих 14 мес. (в среднем) не возникали спонтанные желудочковые аритмии. Та же группа исследователей [Stevenson W. et al., 1986] установила, что и у больных, перенесших инфаркт миокарда (в среднем 2-летней давности), индуцированная полиморфная ЖТ является неспецифическим ответом на программированную стимуляцию.

Правда, такая тахикардия имеет некоторые особенности: ее длина цикла обычно превышает 250 мс, а интервал между первым тахикардическим комплексом и инициирующим тахикардию экстрастимулом длиннее 320 мс. В заключение надо упомянуть, что быстрая стимуляция желудочков не часто вызывает устойчивую мономорфную ЖТ у больных, у которых оказались неэффективными два преждевременных желудочковых экстрастимула.

«Аритмии сердца», М.С.Кушаковский

Читайте далее: