Фибрилляция желудочков — причина смерти

Фибрилляция желудочков одна из самых частых причин смерти больных с интоксикацией препаратами наперстянки. Ее чаще регистрируют при непрерывном электрокардиографическом контроле мониторным аппаратом. Фибрилляция желудочков наступает относительно более часто при внутривенном введении гликозидов наперстянки и строфантина, особенно если больные до этого принимали перорально препараты наперстянки.

Когда количество принятых препаратов наперстянки нельзя уточнить, лучше не назначать внутривенное введение строфантина или препаратов наперстянки.

Определение концентрации наперстянки в крови может дать более точное представление о возможной интоксикации ими. Волны, отмечаемые при фибрилляции желудочков вследствие интоксикации препаратами наперстянки, более мономорфны, чем волны при других этиологических формах мерцания желудочков.

Мерцательная аритмия может возникнуть в результате токсического действия гликозидов наперстянки и отмечается приблизительно у 10% больных с интоксикацией препаратами наперстянки. Согласно более новым данным (Chow, Chung), такие случаи встречаются гораздо реже. Подозрение, что мерцательная аритмия вызвана препаратами наперстянки, возникает тогда, когда она наступает внезапно во время лечения больных с синусовым ритмом препаратами наперстянки.

Диагноз ставится с уверенностью, когда мерцание предсердий исчезает после отмены наперстянки. Сочетание мерцательной аритмии с другими проявлениями интоксикации препаратами наперстянки имеет существенное значение при постановке диагноза.

«Нарушения ритма сердца», Л. Томов

Читайте далее: