Навязчивые состояния
Навязчивые состояния (синоним: обсессии, ананказмы, навязчивость) — непроизвольное возникновение непреодолимых чуждых больному мыслей (обычно неприятных), представлений, воспоминаний, сомнений, страхов, стремлений, влечений, действий при сохранности критического к ним отношения и попытках борьбы с ними. Наблюдаются при одной из основных форм неврозов — неврозе навязчивых состояний, а также при невротическом развитии (см. Патологическое развитие личности), психопатиях (чаще психастении), неврозоподобной шизофрении, маниакально-депрессивном психозе (особенно при циклотимии), эпилепсии и других органических заболеваниях головного мозга. Большую роль в возникновении Н.с. играют психогенные факторы, в т.ч. ятрогении (см. Ятрогенные заболевания). Выделяют отвлеченные (абстрактные) Н.с. и образные (чувственные) с выраженными аффективными (эмоциональными) расстройствами. К отвлеченным Н.с. относятся навязчивый счет (арифмомания), навязчивые мысли.
При навязчивом счете больной считает окна домов, этажи, пуговицы на одежде у прохожих, шаги, ступени, складывает номера машин, иногда мысленно производит сложение и вычитание различных цифр или удерживает их в памяти. Счетные операции утомляют и раздражают больного, но избавиться от этого он не может. При навязчивых воспоминаниях больной постоянно стремится вспомнить детали прошлых событий, имена одноклассников, термины и др. Навязчивые мысли проявляются прежде всего в бесплодном или болезненном мудрствовании («умственной жвачке»). При этом виде Н.с. больной все время обдумывает всевозможные проблемы, часто не имеющие практического значения (например, почему Земля круглая, если бы она была другой формы, как бы она двигалась, как менялись бы день и ночь). В других случаях «умственной жвачке» подвергаются обыденные ситуации: больной как бы проигрывает предстоящие события или уже прошедшие, но не удовлетворившие его. К образным Н.с. относятся различные фобии, навязчивые влечения (компульсия), хульные мысли, навязчивые представления, сомнения, действия.
Фобия — сильный непреодолимый страх, охватывающий больного, несмотря на то, что он понимает его необоснованность и пытается справиться с ним. Наиболее часто встречаются нозофобии — страх заболеть тяжелой болезнью, например раком (канцерофобия), инфарктом миокарда (кардиофобия), сифилисом (сифилофобия), СПИД (спидофобия). Канцерофобия возникает чаще психогенно. После гибели близкого человека от рака или в результате неосторожного слова врача во время осмотра у больного может появиться мысль, что он болен раком. Такой больной обращается к различным врачам, анализирует свои ощущения, ощупывает и осматривает себя, находя подтверждение своим опасениям, настаивает на проведении различных обследований. Узнав, что у него не обнаружено заболевания, он на короткий период успокаивается, а затем страх снова начинает одолевать его. Часто появляется мысль, что врачи не сообщают ему правильного диагноза, т.к. он обратился к ним слишком поздно, и ему уже нельзя помочь.
Больные, у которых наблюдаются выраженные страхи, тревога и подавленное настроение, нуждаются в срочной консультации у психиатра. Кардиофобия также может появиться под влиянием психической травмы. У больного отмечаются вегетативные нарушения (тахикардия, повышенная потливость, неприятные ощущения в области сердца), которые сопровождаются тревогой, страхом, мыслью, что у него развился инфаркт миокарда, от которого он умрет. Разубеждения врача помогают на короткое время, затем опять нарастают страх и вегетативные нарушения, подтверждающие опасения больного. Такой больной считает, что он не может один оставаться дома, выходить на улицу, т.к. в этих случаях некому будет оказать ему помощь. На высоте страха может утрачиваться критическое отношение к своему состоянию. Агорафобия — боязнь открытого пространства. Больной боится переходить широкие улицы и площади, предпочитая объезжать их на городском транспорте. Он спокойно может преодолевать этот страх, если его кто-то сопровождает, даже маленькие дети.
Клаустрофобия — боязнь закрытых помещений. Больные испытывают страх в городском транспорте, особенно в метро, не могут посещать кинотеатры и театры, а если приходят, то стремятся занять место около входа, чтобы иметь возможность быстро выйти. Существуют и другие навязчивые страхи, например антропофобия — боязнь толпы, танатофобия — страх смерти, монофобия — страх одиночества, оксифобия — боязнь острых предметов, акрофобия — боязнь высоты. Навязчивое влечение — возникающее в сознании больного сильное стремление совершить бессмысленное или опасное действие, недозволенный поступок, например внезапное желание прыгнуть с моста в воду, броситься под поезд, громко закричать на лекции. Больные оценивают такие влечения критически и не осуществляют их. Хульные мысли — непроизвольные мысли, противоположные установкам больного и его отношению к определенному событию или человеку, например, у религиозного человека в церкви возникают богохульные мысли; при встрече с любимым и уважаемым человеком в голову приходят ругательства в его адрес либо ярко представляются неприличные сцены, в которых участвует этот человек. Навязчивые представления возникают непроизвольно, несмотря на стремление больного от них избавиться, например, его назойливо преследует воспоминание о неблаговидном, постыдном поступке, совершенном ранее, или о трагическом событии, свидетелем которого он был, или о предполагаемом трагическом событии в ситуации ожидания. Так, мать, ожидая сына с вечеринки, представляет картины нападения на него бандитов, убийства и т.п.
Навязчивые сомнения — неуверенность в правильности выполнения действия: заперта ли дверь, остался ли невыключенным электроприбор, правильно ли оформлены документы или написан адрес. Больной вынужден неоднократно проверять свои действия, возвращаться домой, перепроверять документы, однако сомнения, сопровождающиеся тревогой и страхом, остаются. Больной, убедившись, что дома все в порядке, уходит успокоенный, но вскоре его опять охватывают сомнения: «В тот раз было заперто, но я отпирал дверь, возможно не запер» Навязчивые сомнения появляются при выборе того или иного действия (пойти в кино или к знакомым, сделать ту или иную покупку). При этом больной часами не может принять решение. Навязчивые действия — движения, совершаемые против желания больного. Навязчивые действия обычно связаны с фобиями и навязчивыми сомнениями, носят характер защитных ритуалов. Так, при страхе загрязнения больной многократно моет руки. При страхе смерти больной не наступает на трещины на тротуаре, что служит как бы символической защитой: пропускает страницы книги, номера которых соответствуют возрасту его детей, не садится в транспорт с таким номером. У ряда больных постепенно утрачивается связь между фобией и навязчивыми ритуалами, в этих случаях выполнение ритуала обусловливается ощущением незавершенности действия, навязчивыми сомнениями.
Иногда больные придумывают способы прекратить ритуалы. Так, он решает намылить руки 3, 7 или 9 раз; если кто-то помешал ему, все начинается сначала. К навязчивым действиям относят также патологические привычки: сосание пальца или языка, кусание ногтей (онихофагия), выдергивание волос (трихотилломания), дерматотлазию — расчесывание или пощипывание кожи, а также навязчивое выдавливание угрей, наиболее часто наблюдаемое в подростковом возрасте (намеренные повреждения кожи, наблюдаемые при истерическом неврозе, психопатии, называют патомимией; больные прибегают к ним с целью привлечь к себе внимание). Привычка сосать палец или язык наблюдается у детей раннего и дошкольного возраста, реже у младших школьников. Это часто приводит к деформации прикуса. Привычка кусать ногти чаще отмечается в препубертатном и пубертатном возрасте. Иногда больные обкусывают не только ногти, но и прилегающие ткани. Особенно интенсивное обкусывание ногтей наблюдается при эмоциональном напряжении. Эта патологическая привычка часто сочетается с нарушением сна, неустойчивостью настроения.
Трихотилломания сопровождается чувством удовольствия, чаще наблюдается у девочек школьного возраста, может носить характер ритуала при навязчивых страхах. На коже в местах облысения обычно снижена болевая чувствительность. Лечение больных с Н.с. проводят психиатры и психотерапевты. При выраженных навязчивостях с нарушением социальной адаптации и утратой трудоспособности показано лечение в стационаре, в отделениях для больных с пограничными формами психических болезней. После выписки из стационара больные должны находиться под наблюдением психотерапевта, получать поддерживающую терапию и посещать психотерапевтические занятия. Для смягчения вегетативной симптоматики назначают транквилизаторы; тревожное ожидание, страхи, пониженное настроение купируют антидепрессантами в сочетании с нейролептическими средствами в малых дозах (предпочтительно галоперидол в каплях).
При сложных ритуалах, определяющих картину болезни, показана более активная терапия нейролептиками. Большое место в лечении Н.с. занимают различные виды психотерапии: рациональная, разъяснительная, функциональные тренировки, аутогенная терапия. Прогноз зависит от основного заболевания. При шизофрении возможно усложнение и расширение симптоматики навязчивых состояний. При неврозе навязчивых состояний прогноз более благоприятен, чем при патологическом развитии личности.
Библиогр. Карвасарский Б.Д. Неврозы, с. 34, 38, М.,1980; Лакосина Н.Д., Панкова О.Ф. и Беззубова Е.Б. Клинические особенности острых фобий с соматовегетативными расстройствами при неврозах и малопрогредиентной шизофрении, Журн. невропат, и психиат. т. 86, № 11, с. 1684, 1986; Озерецковский Д.С. Навязчивые состояния, М., 1950, библиогр.; Смулевич А.Б. Малопрогредиентная шизофрения и пограничные состояния, М., 1987; Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства, с. 153, М., 1987.