Микрофлора человека
Микрофлора человека — микроорганизмы, обитающие на коже и слизистых оболочках, находящиеся в состоянии динамического равновесия друг с другом и с организмом человека. Нормальное состояние микрофлоры называется эубиозом. М.ч. — важная метаболическая система, синтезирующая и разрушающая собственные и чужеродные субстанции, участвующие в адсорбции и переносе в организм человека как полезных, так и потенциально вредных агентов. М.ч. вносит значительный вклад в морфогенез тканей, метаболизм углеводов, азотистых соединений, стероидов, водно-солевой обмен, в детоксикацию различных веществ, образование мутагенов и антимутагенов, в иммунитет и т.д. Важнейшей функцией микрофлоры является ее участие в формировании колонизационной резистентности, под которой подразумевается совокупность механизмов, придающих стабильность нормальной микрофлоре и обеспечивающих предотвращение колонизации организма человека посторонними микроорганизмами. Уже в первые мгновения появления на свет кожу и слизистые оболочки новорожденного заселяют микроорганизмы, число и разнообразие которых определяются механизмами родов, санитарным состоянием среды, в которых они происходили, а в дальнейшем и типом вскармливания. У ребенка микрофлора, схожая с таковой у взрослого человека, устанавливается к концу первых трех месяцев жизни. Микрофлора человека включает разнообразные виды микроорганизмов.
Общее количество микроорганизмов, обнаруживаемых у взрослого человека, достигает 1014, что почти на порядок больше числа клеток всех тканей макроорганизма. Основу М.ч. составляют облигатно-анаэробные бактерии. Даже на коже в ее глубоких слоях число анаэробов в 3—10 раз превышает количество аэробных бактерий. В полости рта, в толстой кишке соотношение может увеличиваться до 1000:1. Микроорганизмы на слизистых оболочках и коже человека разнообразны и представлены следующими родами: микроорганизмы полости рта — Actinomyces, Arachnia, Bacteroides, Bifidobacterium, Candida, Centipeda, Eikenella, Eubacteriun, Fusobacterium, Haemophilus, Lactobacillus, Leptotrichia, Neisseria, Propionibacterium, Selenomonas, Simonsiella, Spirochaeia, Streptococcus, Veillonella, Wolinella, Rothia; микроорганизмы верхних дыхательных путей — Bacteroides, Branhamella, Corynebacterium, Neisseria, Streptococcus; микроорганизмы тонкой кишки — Bifidobacterium, Clostridium, Eubacterium, Lactobacillus, Peptostreptococcus, Veillonella; микроорганизмы толстой кишки — Acetovibrio, Acidaminococcus, Anaerovibrio, Bacillus, Bacteroides, Bifidobacterium, Butyrivibrio, Campylobacter, Clostridium, Coprococcus, Disulfomonas, Escherichia, Eubacterium, Fusobacterium, Gemmiger, Lactobacillus, Peptococcus, Peptostreptoccocus, Propionibacterium, Roseburia, Selenomonas, Spirochaeta, Succinomonas, Streptococcus, Veillonella, Wolinella; микроорганизмы кожи — Acinetobacter, Brevibacterium, Corynebacterium, Micrococcus, Propiombacterium, Sraphylococcus, Pityrosponim, Trichophyton; микроорганизмы женских половых органов — Bacteroides, Clostridium, Corynebacterium, Eubacterium, Fusobacterium, Lactobacillus, Mobiluncus, Peptostreptococcus, Streptococcus, Spirochaeta, Veillonella.
Микроорганизмы, составляющие M.ч., заключены в высокогидратированный экзополисахаридно-муциновый матрикс и, образуя биопленку, обладают более высокой, чем свободно расположенные микроорганизмы, устойчивостью к воздействию разнообразных физических, химических, биологических факторов. Однако, если эти факторы по своей интенсивности превышают компенсаторные возможности экологической системы (хозяин и его микрофлора), то могут возникать микроэкологические нарушения, сопровождающиеся развитием патологических состояний и неблагоприятными последствиями. К последним можно отнести формирование и распространение в природе антибиотикорезистентных и атипичных штаммов микроорганизмов; образование новых микробных сообществ и изменение физико-химических характеристик определенных биотопов; увеличение спектра микроорганизмов, вовлекаемых в инфекционные процессы; расширение спектра патологических состояний человека, в этиологии и патогенезе которых принимает участие M.ч., рост инфекций различной локализации; появление контингента лиц с врожденной и приобретенной сниженной резистентностью к возбудителям инфекционных болезней; снижение эффективности химиотерапии и химиопрофилактики, гормональных противозачаточных средств и др.
Для создания заданного микробиоценоза человека или восстановления нарушенного перорально применяют определенные штаммы бактерий-антагонистов, отобранных из представителей M.ч., добавляют в рацион метаболиты анаэробных бактерий, вводят антиадгезивные антитела или лектины, блокирующие приживление посторонних микроорганизмов, назначают иммуномодуляторы, усиливающие выработку секреторных иммуноглобулинов или повышающие другие специфические и неспецифические механизмы защиты. Важное значение при этом придают так называемой селективной деконтаминации, под которой понимают назначение внутрь малоабсорбируемых химиопрепаратов, ингибирующих или элиминирующих рост условно (потенциально) патогенных аэробных бактерий и не влияющих на анаэробную часть микрофлоры человека.
Библиогр.: Кунаева И.Б. Обмен веществ организма и кишечная микрофлора, M., 1976, библиогр.; Нобл У.К. Микробиология кожи человека, пер. с англ., M., 1986, Пинегин Б.В., Мальцев В.Н. и Коршунов В.М. Дисбактериозы кишечника, M, 1984, библиогр.; Шендеров Б.А. Антимикробные препараты и нормальная микрофлора, Антибиотики и химиотер., т. 33, №12, с. 921, 1988, библиогр.