Медицина
Медицина — система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и процессы жизнедеятельности организма человека в норме и при патологии; факторы природной и социальной среды в аспекте их положительного или отрицательного влияния на состояние здоровья людей; собственно болезни человека (их причины, механизмы возникновения и развития, признаки), а также возможности использования различных физических, химических, биологических факторов и технических устройств для предупреждения, обнаружения и лечения заболеваний. На этой основе разрабатываются рекомендации по наиболее рациональному образу жизни, режиму труда и отдыха, питанию; меры, обеспечивающие оптимальные гигиенические условия жизни, безопасные условия труда, рациональное воспитание, а также методы выявления, средства профилактики и лечения различных болезней. Таким образом, круг интересов М. охватывает все стороны жизни человека, что фактически превращает современную М. в систему научных знаний о здоровье и болезнях человека, о значимых для здоровья условиях его индивидуальной и общественной жизни, в которой биологическое и социальное выступают в диалектическом единстве.
Социальные факторы влияют на уровень здоровья и физического развития населения, нередко играют роль пускового механизма (обязательного или дополнительного условия) возникновения и развития того или иного патологического процесса. Биологические последствия воздействия неблагоприятных факторов социальной среды во многом определяются состоянием организма: в одних случаях организм средствами биологической защиты полностью нейтрализует или значительно ослабляет их патогенное действие, в других — неблагоприятные социальные условия создают возможность для реализации имеющейся предрасположенности к болезни или проявлений функциональной неполноценности организма. Благоприятные социальные условия, положительно влияя на состояние здоровья отдельных людей и населения в целом, способствуют увеличению продолжительности жизни и активной трудоспособности, снижению заболеваемости и смертности, предупреждению возникновения и даже ликвидации опасных заболеваний.
Медицинская деятельность, направленная на предупреждение болезней, спасение жизни человека и убавление его от страданий или облегчение их, является непосредственным воплощением гуманистических идей: она призвана служить здоровью и счастью людей. Тысячелетиями вырабатывались гуманистические принципы М., согласно которым лица медицинской профессии не имеют права причинять вред здоровью человека, обрекать больного на гибель, использовать его бедственное положение в целях обогащения. Общеизвестно, что характер и содержание медицинских представлений и медико-гигиенической деятельности зависят от уровня экономического развития общества, господствующего мировоззрения, состояния культуры, естествознания и техники. Уровень экономического развития общества определяет и основной тип патологии. Так, для древних цивилизаций и феодального общества характерно преобладание инфекционных болезней, распространение которых нередко принимало) форму эпидемий и пандемий. Врачи древности, эпохи Возрождения и Нового времени уделяли много внимания изучению клиники, причин возникновения и распространения эпидемических болезней, поискам средств их лечения, разработке противоэпидемических мероприятий. Однако лишь с развитием торговли и капиталистического производства, ростом экономического потенциала общества и заинтересованности в сохранении рабочей силы возникли реальные возможности для осуществления систематических противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий. В результате в экономически развитых странах ведущее место в структуре заболеваемости и смертности с первой четверти 20 в. занимают сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования, травмы, болезни органов дыхания и нервно-психические расстройства, тогда как заболеваемость инфекционными и паразитарными болезнями резко снизилась. С развитием промышленности стал распространяться новый тип патологии — профессиональные болезни, связанные с неблагоприятным воздействием на организм различных физических и химических факторов промышленного производства.
Начиная с 17 в. исследования в области профессиональной патологии и гигиены труда приняли систематический характер. Одной из ведущих проблем медицины 20 в. стали аллергические болезни, распространение которых связывают с широким внедрением в быт и производство большого количества разнообразных химических веществ и соединений, особенно искусственного происхождения, а также с загрязнением окружающей среды промышленными выбросами. Естественно, что тематика научных исследований и направленность практической медико-гигиенической деятельности в различных странах мира определяются прежде всего преимущественным типом патологии. Так, усилия медицинской науки и национальных служб здравоохранения развитых стран направлены, в первую очередь, на решение проблем кардиологии, онкологии, неврологии, психиатрии, охраны окружающей среды и связанных с ними теоретических, клинических, гигиенических и организационных вопросов М., а службы здравоохранения развивающихся стран сосредоточивают внимание на проблемах борьбы с инфекционными и паразитарными болезнями. Экономический строй общества воздействует на состояние медицинской науки и практики как непосредственно, так и через господствующую идеологию и культуру.
Господствующее мировоззрение формирует и определяет содержание естественнонаучных и медицинских представлений, соответствующих им форм и приемов практической медицинской деятельности. Так, наивным фантастическим представлениям древнего человека, наделявшего сверхъестественными свойствами различные неодушевленные предметы (фетишизм), соответствовала вера в их влияние на здоровье, в способность вызвать болезнь и исцелить от нее. Пережитки фетишизма (вера в амулеты, талисманы) долго сохранялись как атрибут более сложных религиозных представлений. Целительным свойствам таких предметов, «показаниям» к их применению, способности амулетов и талисманов охранять своих владельцев от болезней врачи древности и средневековья посвятили многочисленные трактаты. На стадии доклассового общества появилась вера в духов и демонов, влиянию которых на человека или вселению в него приписывалось возникновение болезни. На основе этих представлений возникла так называемая демонологическая медицина, разработавшая систему обрядовых действий, направленных на изгнание «духов болезни», а также систему мистических взглядов на причины и условия их вселения. Демонологические представления о причинах возникновения болезней в форме «гнева богов», «наказания за грехи» или «дьявольского наваждения» сохранялись в М. при идеологическом господстве всех религий, а молитва, пост и покаяние вплоть до 18 в. даже в развитых странах считались необходимым дополнением к рациональным врачебным назначениям.
Идеология политеизма, рассматривавшая пантеон богов как целостную систему, и идея всеобщей одушевленности материи (гилозоизм) послужили основой для натурфилософских и космогонических теорий, исходящих из представлений о единстве мира, возникшего и существующего в результате взаимодействия ограниченного числа противоборствующих стихий или элементов. На основании этих представлений развилось гуморальное учение о четырех соках организма, которые находятся в постоянном движении, то борясь, то поддерживая друг друга, и от характера смешения которых зависят состояния здоровья и болезни.
Стихийный материализм и диалектические идеи, содержащиеся в космогонических теориях древнегреческих философов, определили материалистическую направленность школы Гиппократа, его представления о целостности организма, учение об этиологии, основанное на признании материальной причины болезни, использование исключительно рациональных средств и приемов в терапии и т.п. Идеология феодализма (монотеистические религии) с присущим ей догматизмом, верой в бессмертие души, замкнутой концентрической картиной мира послужила основой для схоластической медицины средневековья с ее пренебрежительным отношением к чувственному познанию, заменой опыта приверженностью традициям и книжным авторитетам, склонностью к формальной систематизации, отвлеченному теоретизированию, а также для возрождения и развития астральных и магических представлений. Благодаря этому стало возможным превращение учения Галена, хотя и сыгравшего важную роль в развитии М., но методологически непоследовательного, в галенизм — систему догматических анатомо-физиологических положений, господствовавших в теоретической М. на протяжении тысячелетия. Потребности развивающегося капиталистического производства обусловили возникновение опытного знания. Чисто религиозное представление сменяется идеологией механистического материализма, на базе которой развиваются механистические представления о жизнедеятельности и патологии человека, наиболее ярко проявившиеся в физиологии Р. Декарта, деятельности ятромехаников, концепции Ж. Ламетри о «человеке-машине».
Одновременно как результат неудовлетворенности ограниченностью и метафизичностью механицизма получают развитие дуалистические медицинские теории: учение об археях И. Ван-Гельмонта и других ятрохимиков, анимизм Г. Шталя, системы Ф. Гоффманна, У. Куплена, Дж. Броуна и другие идеалистические представления, наиболее влиятельным из которых в 18 в. стал витализм. Естествознание — основа медицины. Естественные науки вооружили М. экспериментальными и теоретическими данными о закономерностях развития процессов, происходящих в природе и в организме человека, а также объективными методами исследования. Так, учение об электричестве послужило основой для возникновения и развития электрофизиологии, разработки и внедрения существующих методов электродиагностики, электролечения. Достижения гидростатики, гидродинамики и реологии создали условия для изучения процессов гемодинамики и микроциркуляции, позволили получить важные для практической М. сведения о механизмах возникновения и возможностях диагностики различных гемодинамических нарушений. Результаты исследований в области оптики послужили основой создания физиологической оптики, являющейся, в свою очередь, теоретической базой для современной офтальмологии. В результате открытия и изучения различных видов ионизирующего излучения М. обогатилась методами лучевой диагностики и терапии. На основе достижений генетики, биологической химии и молекулярной биологии выявлены дефекты в молекулах белков и аминокислот, лежащие в основе возникновения ряда наследственных болезней.
По мере расширения и углубления знаний об интимных механизмах жизнедеятельности, процессах возникновения и развития патологических изменений в организме все большее значение для медико-биологических исследований, диагностики и лечения приобретают технические средства. Общеизвестна роль микроскопии в возникновении и развитии гистологии, патологической анатомии, бактериологии и других основополагающих медико-биологических наук. Усовершенствование оптических систем микроскопов, микроскопической техники, особенно создание электронного микроскопа, позволили изучить строение биологических объектов на молекулярном и субмолекулярном уровнях, наблюдать нарушения, обусловливающие возникновение и развитие патологических процессов. В современных условиях научно-техническая революция оказывает огромное преобразующее влияние на М. Достижения техники чрезвычайно расширили возможности исследования организма здорового и больного человека, привели к созданию принципиально новых путей и методов диагностики и лечения. На основе использования электроники разработаны и применяются новые методы регистрации и управления функциями органов и систем (например, электростимуляция позволяет управлять ритмом больного сердца). Аппараты искусственной почки, искусственного дыхания, искусственного кровообращения выполняют функции соответствующих органов и систем, например во время операций на сердце или при острой почечной недостаточности. Активно развивается медицинская кибернетика.
Особое значение приобрела проблема программирования дифференциальных признаков болезней и использования ЭВМ для постановки диагноза. Применение ультразвука обогатило М. новыми методами диагностики состояния плода, эхоэнцефало- и эхокардиографии, хирургического лечения поражений костной системы. Технический прогресс сопровождается созданием новых отраслей медицины. Так, полеты человека на космических кораблях привели к развитию космической М. как самостоятельного научно-практического комплекса. По мере накопления знаний о строении, функциях и патологии отдельных органов и систем, о диагностических признаках, способах профилактики и лечения отдельных болезней происходил процесс дифференциации М., выделения самостоятельных разделов и медицинских специальностей. Неизбежность этого процесса определяется стремительным ростом объема знаний как в области фундаментальных медико-биологических наук (морфология, физиология, биохимия, генетика и др.), так и в сфере диагностики и лечения заболеваний, что требует от врача глубокого изучения предмета своей специальности и овладения многими техническими приемами диагностики и лечения. В этом отношении дифференциация М. сыграла и продолжает играть положительную роль, способствуя более глубокому и детальному изучению отдельных проблем М. Однако продолжающееся расчленение когда-то единой М. имеет и свои отрицательные стороны. Одна из них — это известная разобщенность, фрагментарность общетеоретических представлений, ослабление внимания к принципиальным вопросам общей патологии и другим проблемам, которые необходимо разрабатывать не столько в прикладном, сколько в принципиальном, стратегическом плане. Все более узкая специализация и технизация М., отрыв отдельных медицинских специальностей друг от друга выдвигают на передний план проблему сохранения единства медицины, которая в современных условиях решается с помощью медицинского образования, программно-целевого объединения научных исследований, а также массового выпуска научно-справочных и энциклопедических трудов общемедицинского профиля.
Вполне удовлетворительной классификации медицинских знаний до настоящего времени не создано. Согласно наиболее принятой из них, М. как область научных знаний условно подразделяют на три группы: медико-биологические дисциплины, клинические дисциплины; гигиена, микробиология, эпидемиология и другие дисциплины преимущественно медико-социального и гигиенического характера. Медико-биологические дисциплины выходят за рамки собственно М. и в основном являются частью соответствующих биологических наук. К ним относятся анатомия человека, гистология; цитология, изучающие нормальное строение тела человека (на любом уровне — от организменного до молекулярного); физиология, которая исследует функции здорового организма, патология, изучающая закономерности возникновения, развития и течения болезненных процессов, которая в свою очередь, делится на патологическую анатомию и патологическую физиологию. Химические и физические стороны физиологических и патологических процессов — предмет изучения биохимии и биофизики. Фармакология и токсикология исследуют влияние на организм лекарственных средств и различных токсических веществ. В эту же группу входят медицинская микробиология (бактериология и вирусология) и паразитология. изучающие возбудителей инфекционных болезней: медицинская генетика, которая исследует явления наследственности и изменчивости в их связи с патологией человека. Группа клинических дисциплин, изучающих болезни человека, методы их распознавания, лечения и предупреждения, особенно обширна. Она включает терапию (внутренняя медицина, внутренние болезни), разделами которой являются кардиология, ревматология, пульмонология, нефрология, гастроэнтерология, гематология; инфекционные болезни, клиническую эндокринологию, гериатрию, педиатрию, невропатологию, психиатрию, дерматологию и венерологию, курортологию, физиотерапию и лечебную физическую культуру, медицинскую радиологию, рентгенологию, стоматологию, акушерство и гинекологию, хирургию, травматологию и ортопедию, анестезиологию и реаниматологию, онкологию, урологию, офтальмологию и т.д.
Группа медико-социальных и гигиенических дисциплин, изучающих воздействие окружающей среды на организм и меры улучшения здоровья населения, включает социальную гигиену и организацию здравоохранения, общую гигиену, гигиену детей и подростков, гигиену питания, труда, коммунальную, радиационную гигиену, эпидемиологию, медицинскую географию и т.д. Условность приведенной выше классификации медицинских дисциплин подчеркивается следующими моментами: социальные аспекты свойственны любой медицинской дисциплине; традиционный для медико-биологических дисциплин экспериментальный метод исследования давно вошел в практику клинических и гигиенических дисциплин; микробиология, отнесенная к третьей группе, тесно связана с эпидемиологией, служит научной основой многих профилактических мероприятий и с равным правом может быть включена в группу медико-биологических дисциплин. Не укладываются в рамки указанных групп такие научно-практические комплексы, как поенная медицина, авиационная и космическая медицина, спортивная медицина и др. Являясь одной из древнейших областей общественной практики. М. прошла долгий путь развития, накапливая и обобщая практический опыт, аккумулируя и используя достижения естественнонаучной и общественной мысли. Каждый этап развития М. характеризуется новыми теоретическими представлениями, клиническими наблюдениями, практическими навыками, а также расширением арсенала средств диагностики, предупреждения и лечения болезней. Даже в средние века в период господства догматических представлений об окружающем мире, строении и функциях человека, когда развитие естественнонаучной мысли преследовалось, продолжалось накопление М. позитивного опыта (в области хирургии, инфекционной патологии, в проведении противоэпидемических мер, организации больничного дела).
Библиогр.: Бородулин Ф.Р. Лекции по истории медицины, лекции 2—6, М., 1954—1955. Бородулин В.И., Очерки истории отечественной кардиологии, М., 1988; Везалий А. О строении тела, пер. с латин., т. 1—2, М., 1950—1954; Венгерова И.В. и Шилинис Ю.А. Социальная гигиена и СССР, М., 1976, библиогр.: Врачи-большевики — строители советского здравоохранения, под ред. Е.И. Лотовой и Б.Д. Петрова, М., 1970, библиогр.: Вязьменский Э.С. Из истории древней китайской биологии и медицины, Труды института истории естествознания и техники, т. 4, с. 3, М.