Конституция
Конституция (лат. constitutio устройство, состояние) — совокупность относительно устойчивых морфологических и функциональных (в т.ч. психических) свойств человека, обусловленных наследственностью (генотипом), а также длительным влиянием природных и социальных факторов. В значительной мере может определять реактивность организма по отношению к различным факторам (включая патогенные). Представление о К., возникшее в древнегреческой медицине, связано с именем Гиппократа (5—4 вв. до н. э.), понимавшего К. как совокупность душевных (темперамент) и телесных (конструкция) свойств. Гиппократ описал типические варианты строения тела и психического склада, увязал их с диагностикой заболеваний и лечением больных, полагая, что каждому типу К. соответствуют определенные болезни.
Гален (2 в. н.э.) ввел понятие «habitus», под которым понималась совокупность наружных признаков, характеризующих строение тела, внешний облик индивидуума и его предрасположенность к болезням. В период средневековья проблема К. существенного развития не получила, и представления Гиппократа и Галена сохранялись в течение многих столетий почти в неизменном виде. Вплоть до 18 в., следуя за Гиппократом, выделяли сангвиническую, холерическую, флегматическую и меланхолическую конституции. В 18—19 вв. на основании накопленных фактов, свидетельствующих о значении индивидуальных особенностей организма в возникновении и течении инфекционных и других болезней, предпринимались попытки установить морфологические или функциональные особенности организма, типичные для больших групп людей и определяющие их реакцию на воздействие патогенных факторов. При этом в большинстве случаев типы К. определяли по особенностям отдельных органов и систем. В 20 в. появились разнообразные представления о К.
Для составления классификаций использовались различные принципы и критерии. Так, Кречмер (Е. Kretschmer) выделял три основных конституционных типа: астенический (или лептосомный), атлетический и пикнический. Он установил определенные связи (в полном объеме, однако, не подтвердившиеся) между типами телосложения и некоторыми психическими болезнями (шизофренией, эпилепсией, маниакально-депрессивным психозом). В связи с бурным развитием генетики ряд авторов рассматривал К. исключительно как совокупность наследственных свойств и отождествлял ее с генотипом. Такие взгляды, развивавшиеся, в частности, Тандлером (J. Tandler) и Иоханнсеном (W.L. Johannsen), легли в основу одной из концепций общей этиологии — конституционализма, согласно которому абсолютное большинство болезней возникает в результате присущих организму внутренних дефектов. В то же время Сиго (С. Sigaud, 1914) считал, что К. формируется главным образом в процессе онтогенеза и зависит от тренировки органов и систем. Он выделял церебральный, респираторный, мускульный и дигестивный, или пищеварительный, типы конституции. В основу классификации Ашнера (В. Aschner, 1924) были положены особенности скелета (узкий, средний и широкий типы К.).
В другой группе классификаций К. основное внимание уделялось функциональным особенностям отдельных органов, физиологических систем или компонентов, например преобладанию активности симпатического или парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (симпато- и ваготоники), соотношению функций эндокринных желез, реакции на кожное раздражение, адреналин, а также скорости мыслительных и двигательных реакций. Существенный вклад в изучение проблемы К. внесли отечественные авторы. Так, С.Г. Зыбелин в конце 18 в. подробно описал эмоционально-психический склад основных типов телосложения (в основном соответствующих типам темпераментов по Гиппократу) и его значение в патологии. При этом он признавал, что в формировании К. определенную роль играют внешние факторы. А.А. Богомолец (1926) в своем представлении о К. основное значение придавал соединительной ткани, свойства которой, по его мнению, определяют биохимические особенности организма, его реактивность и резистентность. Он предложил выделять 4 типа К.: астенический, фиброзный, пастозный и липоматозный. В.Н. Шевкуненко (1929) различал два конституционных типа телосложения: долихоморфный (совершенный) и брахиморфный (несовершенный).
Значительное распространение получила и в определенной мере сохранилась в современной медицине номенклатура типов К., предложенная М.В. Черноруцким (1928): астеник, нормостеник и гиперстеник. Большую роль в развитии представлений о К. сыграло учение И.П. Павлова о типах нервной системы и высшей нервной деятельности. На основании полученных в фундаментальных исследованиях на животных объективных характеристик нервных процессов (силы, уравновешенности и подвижности возбуждения и торможения) были выделены 4 основных типа высшей нервной деятельности. По своим характеристикам эти типы в значительной мере совпадали с типами темперамента человека, описанными Гиппократом: сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); сильный, неуравновешенный, безудержный (холерик); слабый (меланхолик). И.П. Павлов предложил выделить у людей по явно преобладанию первой или второй сигнальной систем еще два типа: художественный и мыслительный. Значительное внимание привлекала к себе антропометрическая классификация конституциональных типов, предложенная В.В. Бунаком (1931). Он использовал около 10 измерительных и описательных антропометрических показателей и на основании сопоставления их комбинаций выделял 4 конституциональных типа: долихопластический, мезопластический, брахипластический, субпластический. В психиатрии описаны конституциональные психические типы, главным образом типы характера и темперамента, в т.ч. аномальные (например, шизоидный, эпилептоидный и др.).
Связь соматической К. с типом характера не является жесткой, хотя, например, среди шизоидов чаще встречаются астеники (лептосомы), среди циклоидов — пикники, среди эпилептоидов — атлеты. Все существующие представления о К. и соответствующие им классификации внесли определенный вклад в теорию и практику медицины, но они имеют общие недостатки — односторонность и стремление связать такие сложные характеристики организма, как реактивность и резистентность, с немногочисленными и зачастую произвольно выбранными морфологическими или функциональными признаками. Единой достаточно разработанной концепции К. и соответствующей ей классификации конституциональных типов, а также терминологии до сих пор не существует. Имеется точка зрения, что деление людей на конституциональные типы в их традиционном понимании вообще невозможно, т.к. практически по любому параметру (внешние признаки, внутренняя структура, биохимические особенности и др.) обнаруживается типичное статистическое распределение в рамках крайних для биологического вида значений. Это неизбежно предопределяет наличие промежуточных типов, причем, по различным критериям, их положение в статистических рядах может быть совершенно различным.
Вместе с тем не потеряли значения эмпирически накопленные сведения о том, что вероятность возникновения тех или иных заболеваний и особенности их течения связаны с определенными относительно стабильными свойствами организма, характерными для больших групп людей. Так, у людей астенического типа отмечается повышенная склонность к неврозам, артериальной гипотензии, туберкулезу, язвенной болезни и в меньшей мере — к ожирению, атеросклерозу, сахарному диабету. У лиц нормостенического типа относительно чаще возникают заболевания дыхательных путей, суставов, невралгии, а также атеросклероз коронарных сосудов, инфаркт миокарда. У гиперстеников имеется предрасположенность к ожирению, гипертонической болезни, атеросклерозу, сахарному диабету, заболеваниям желчевыводящих путей. Циклоидный тип психической К. указывает на более высокий риск заболевания маниакально-депрессивным психозом. Данные подобного рода (при их критическом использовании) позволяют в ряде случаев проводить профилактику заболеваний путем рекомендации оптимальных для тех или иных групп людей режимов жизни, облегчают диагностику, прогнозирование и выбор рационального лечения.
Задача современной науки состоит в комплексном изучении природы установленных связей, их генетических основ, форм, влияния окружающей среды на конституциональные особенности. Наряду со специальными исследованиями механизмов генетического контроля закономерно сочетающихся групп признаков (морфологических, функциональных, психических, биохимических) представляется перспективным проведение систематического многофакторного анализа больших объемов информации с целью выявления новых связей и уточнения вероятности их реализации. Имеющиеся методы и средства измерительной и вычислительной техники дают такую возможность; это создает предпосылки для перевода древней проблемы К. на современный, действительно научный уровень.
Библиогр.: Богомолец А.А. Введение в учение о конституциях и диатезах, М., 1926; Лисицын Ю.П. Современные теории медицины, М., 1968; Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 1983; Павлов И.П. Полное собрание сочинений, т. 3, кн. 2, с. 267, М. — Л., 1961; Уильямс Р. Биохимическая индивидуальность, пер. с англ., М., 1960.