Институты усовершенствования врачей

25.08.2009

Институты усовершенствования врачей — высшие учебные заведения, предназначенные для последипломной подготовки специалистов здравоохранения. Первый в России И. у. в. был открыт в Петербурге в 1885 г. (в настоящее время — Ленинградский государственный ордена Ленина и Октябрьской революции институт усовершенствования врачей им. С.М. Кирова). Основными функциями И. у. в. являются проведение учебно-методической, научно-исследовательской и лечебно-профилактической работы. Учебно-методическая работа координируется Центральным ордена Ленина институтом усовершенствования врачей (Москва). В состав И. у. в. входят факультеты, кафедры, курсы; при ряде институтов имеются клиники, центральные научно-исследовательские лаборатории, экспериментальные мастерские. Руководит И. у. в. ректор, факультетами — деканы. Высшим органом управления является Совет института (факультета).

Институты усовершенствования врачей осуществляют специализацию, общее усовершенствование, тематическое усовершенствование, проводят курсы информации и стажировки, имеют клиническую ординатуру, аспирантуру, докторантуру. Основной формой обучения являются циклы — очные, заочные, заочно-очные, предусматривающие комплексную многопрофильную или однопрофильную подготовку. Проводятся выездные циклы по месту работы врачей, предцикловая подготовка. Индивидуальное обучение включает стажировку. Основной учебно-производственной единицей И. у. в. является кафедра или курс. Для выполнения учебной программы используется смежное с другими кафедрами (курсами) преподавание. Кроме основных кадров профессорско-преподавательского состава к учебной работе привлекаются крупные ученые, специалисты практического здравоохранения. Основными методами обучения являются лекции, лекции-дискуссии, семинары, практические занятия, деловые игры, подготовка рефератов, защита курсовых работ и др. Лицам, прошедшим обучение, выдается удостоверение установленного образца. Перспективы развития И. у. в. тесно связаны с дальнейшим прогрессом медицинской науки и здравоохранения. Формирование новых направлений в подготовке специалистов основывается на разностороннем прогнозировании тенденций развития медицины и здравоохранения.

Библиогр.: Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения, под ред. Ю.П. Лисицына, т. 1, т. 409, M., 1987.