Идиосинкразия
Идиосинкразия (греч. idios своеобразный, особенный + synkrasis смешение) — реакции организма, похожие по своим клиническим проявлениям на аллергические и возникающие у людей, имеющих наследственно обусловленную повышенную чувствительность к некоторым пищевым продуктам и лекарственным средствам. Понятие «идиосинкразия» возникло на основе представлений древнегреческих и древнеримских врачей о смешении четырех жидкостей организма, определяющем его состояние. В первой половине 20 в. с развитием представлений об аллергии И. стали отождествлять с аллергическими реакциями немедленного типа на экзогенные аллергены (лекарства, сыворотки, пищевые продукты, пыльцу растений). В 60—70-е гг. были вскрыты основные механизмы развития аллергических реакций и сформулирована классификация типов аллергических (иммунологических) механизмов повреждения тканей (см. Аллергия). В этот период аллергические реакции на лекарственные препараты стали называть лекарственной аллергией, а реакции на пищевые продукты — пищевой аллергией. Однако оказалось, что механизмы повышенной чувствительности к лекарствам и пищевым продуктам далеко не всегда связаны с образованием антител или сенсибилизированных лимфоцитов (специфическая аллергическая реакция).
В значительной части случаев патологические состояния (шокоподобные реакции, геморрагические васкулиты, тромбоцито- и лейкоцитопении, гемолиз эритроцитов, дискинезии желудочно-кишечного тракта, диарея), по своим проявлениям похожие на аллергические, вызываются без участия иммунных механизмов. Их развитие связано либо с прямым образованием медиаторов под влиянием пищевых продуктов или лекарств, либо при этом выявляется дефицит или снижение активности каких-либо ферментов, имеющих отношение к метаболизму этих веществ. Поэтому к пищевой или лекарственной аллергии относят только такие случаи, развитие которых опосредуется через иммунные механизмы. Реакции, в основе развития которых лежит образование медиаторов без участия иммунных механизмов, обозначают термином псевдоаллергия. При этом имеют в виду образование медиаторов, аналогичных образующимся при истинной аллергической реакции. Все другие реакции, которые клинически похожи на аллергические, пока обозначают как идиосинкразию.
Однако по мере уточнения характера нарушения биохимических процессов и точного определения вида дефектного фермента использование термина «идиосинкразия» сужается. В случае установления факта, что определенные патологические состояния вызваны недостатком или отсутствием в организме определенного фермента, их обозначают уже не как идиосинкразию, а как дефицит соответствующего фермента. Примером такой энзимопатии является так называемая примахиновая гемолитическая анемия, развивающаяся при приеме некоторых противомалярийных препаратов (примахина, акрихина), болеутоляющих и жаропонижающих средств (фенацетина, антипирина, ацетилсалициловой кислоты), сульфаниламидов и других препаратов. Этот тип И. связан с недостатком в эритроцитах глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы, что приводит к недостаточному образованию восстановленного никотинамидадениндинуклеотидфосфата (НАДФ) и тем самым к недостатку восстановленного глутатиона, который играет большую роль в системе антиоксидантной защиты клеточных мембран. Поэтому при действии на эритроциты лекарств с выраженными окислительными свойствами происходит активация свободно-радикального окисления и гемолиз эритроцитов. Т.о., наметилась тенденция к ликвидации понятия «идиосинкразия». Так, в классификации лекарственной болезни, предложенной Е.М. Тареевым (1970), термин «идиосинкразия» заменен на понятие «генетические энзимопатии», а в классификации Ю.К. Купчинскас (1972) — на понятие «токсические метаболические осложнения».
Библиогр.: Лекарственная болезнь, под ред. Г. Маждракова и П. Понхристова, пер. с болг., София, 1976.