Жёлчные кислоты
Жёлчные кислоты (синоним: холевые кислоты, холиевые кислоты, холеновые кислоты) — органические кислоты, входящие в состав желчи и представляющие собой конечные продукты обмена холестерина; играют важную роль в процессах переваривания и всасывания жиров; способствуют росту и функционированию нормальной кишечной микрофлоры. Желчные кислоты — производные холановой кислоты С23Н39СООН, в молекуле которой к кольцевой структуре присоединены гидроксильные группы. Основными Ж. к., обнаруживаемыми в жёлчи человека, являются холевая кислота (3a, 7a, 12a-триокси-5b-холановая кислота), хенодезоксихолевая кислота (антроподезоксихолевая кислота. 3a, 7a-диокси-5b-холановая кислота) и дезоксихолевая кислота (3a, 12a-диокси-5b-холановая кислота). В значительно меньших количествах в желчи обнаружены стереоизомеры холеной и дезоксихолевой кислот — аллохолевая, урсодезоксихолевая и литохолевая (3a-маноокси-5b-холановая) кислоты. Холевая и хенодезоксихолевая кислоты — так называемые первичные Ж. к. — образуются в печени при окислении холестерина, а дезоксихолевая и литохолевая кислоты образуются из первичных Ж. к. в кишечнике под влиянием ферментов микроорганизмов кишечной микрофлоры. Количественное соотношение холевой, хенодезоксихолевой и дезоксихолевой кислот и желчи в норме составляет 1:1:0,6. В пузырной желчи Ж. к. присутствуют главным образом в виде парных соединений — конъюгатов. В результате конъюгирования Ж. к. с аминокислотой глицином образуются гликохолевая или гликохенодезоксихолевая кислоты.
При конъюгировании Ж. к. с таурином (2-аминоэтан-сульфокислотой C2H7O3N5), продуктом деградации аминокислоты цистеина, образуются таурохолевая или тауродезоксихолевая кислоты. Конъюгирование Ж. к. включает стадии образования КоА — эфиров Ж. к. и соединения молекулы Ж. к. с глицином или таурином посредством амидной связи при участии лизосомного фермента ацилтрансферазы. Соотношение глициновых и тауриновых конъюгатов Ж. к. в желчи, составляющее в среднем 3:1, может изменяться в зависимости от состава пищи и гормонального статуса организма. Относительное содержание глициновых конъюгатов Ж. к. в желчи повышается при преобладании в пище углеводов, при заболеваниях, сопровождающихся белковой недостаточностью, пониженной функцией щитовидной железы, а содержание тауриновых конъюгатов возрастает при высокобелковой диете и под действием кортикостероидных гормонов. В печеночной желчи Ж. к. находятся в виде желчнокислых солей (холатов, или холеатов) калия и натрия, что объясняет щелочную реакцию печеночной желчи. В кишечнике соли Ж. к. обеспечивают эмульгирование жира и стабилизацию образующейся жировой эмульсии, а также активируют панкреатическую липазу, смещая оптимум ее активности в область значений рН, характерных для содержимого двенадцатиперстной кишки. Одной из основных функций Ж. к. является перенос липидов в водной среде, который обеспечивается благодаря детергентным свойствам Ж. к. (см. Детергенты), т.е. их способности образовывать мицеллярный раствор липидов в водной среде.
В печени при участии Ж. к. формируются мицеллы, в виде которых секретируемые печенью липиды переносятся в кишечник в гомогенном растворе, т.е. в желчи. За счет детергентных свойств Ж. к. в кишечнике образуются устойчивые мицеллы, содержащие продукты расщепления жиров липазой, холестерин, фосфолипиды, жирорастворимые витамины и обеспечивающие перенос этих компонентов к всасывающей поверхности кишечного эпителия. В кишечнике (главным образом в подвздошной кишке) Ж. к. всасываются в кровь, с кровью вновь возвращаются в печень и снова секретируются в составе желчи (так называемая портально-билиарная циркуляция Ж. к.), поэтому 85—90% всего количества желчных кислот, содержащихся в желчи, являются Ж. к., абсорбированными в кишечнике. Портально-билиарной циркуляции Ж. к. способствует то, что конъюгаты Ж. к. легко всасываются в кишечнике, т.к. они водорастворимы. Общее количество Ж. к., участвующих в обмене веществ, у человека составляет 2,8—3,5 г, а количество оборотов Ж. к. за сутки равно 5—6. В кишечнике 10—15% общего количества желчных кислот подвергается расщеплению под действием ферментов микроорганизмов кишечной микрофлоры, а продукты деградации Ж. к. выделяются с калом. Секреция Ж. к. в составе желчи и превращения Ж. к. в кишечнике играют важную роль в пищеварении и обмене холестерина. В норме в моче человека Ж. к. не обнаруживаются. На ранних стадиях обтурационной желтухи и при острых панкреатитах в моче появляются небольшие количества Ж. к.
В крови содержание и состав Ж. к. изменяется при заболеваниях печени и желчного пузыря, что позволяет использовать эти данные в диагностических целях. Накопление Ж. к. в крови отмечают при поражениях паренхимы печени и затруднении оттока желчи. Повышение содержания Ж. к. в крови оказывает повреждающее действие на клетки печени, вызывает брадикардию и артериальную гипотензию, гемолиз эритроцитов, нарушение процессов свертывания крови и уменьшение СОЭ. При повышении концентрации Ж. к. в крови характерно появление кожного зуда. При холецистите содержание Ж. к. в пузырной желчи значительно снижается за счет уменьшения их образования в печени и усиления всасывания Ж. к. слизистой оболочки желчного пузыря. Ж. к. обладают сильным желчегонным действием, что обусловливает их введение в состав желчегонных средств, а также стимулируют моторику кишечника. Их бактериостатическое и противовоспалительное действие объясняет положительный эффект при местном применении желчи для лечения артритов. При производстве препаратов стероидных гормонов Ж. к. используют в качестве исходного продукта.
Библиогр.: Уайт А., и др. Основы биохимии, пер. с англ., т. 1—3, М., 1981; Физиология человека, под ред. Р. Шмидта и г. Тевса, пер. с англ., т. 4, М., 1986.