Железнодорожный транспорт

10.08.2009

Железнодорожный транспорт, санитарно-гигиенические требования. На железнодорожных предприятиях, при ремонте железнодорожного полотна и очистке пути, погрузочно-разгрузочных работах, перевозке грузов работающие подвергаются воздействию шума, вибрации, пыли и различных химических веществ. Работа на открытом воздухе в любое время года может сопровождаться либо переохлаждением, либо перегреванием организма. У членов локомотивных бригад, диспетчеров и других работников Ж. т., обеспечивающих безопасность движения поездов, отмечается большое нервно-эмоциональное напряжение. Существенной особенностью труда машинистов является гиподинамия и монотонное влияние ряда факторов («набегание» шпал, контактной сети, однообразие ограждающих путь лесополос и др.). С учетом этого разработана комплексная система повышения надежности профессиональной деятельности машиниста локомотива, которая включает профессиональный отбор, рациональный режим труда и отдыха, предрейсовые медосмотры, упрочение и тренировку профессионально важных действий, гигиеническую и инженерно-психологическую оптимизацию условий труда в кабине локомотива, автоматизацию физиологического контроля и поддержание должного уровня бодрствования машиниста. Регламентируется содержание вредных веществ в воздухе кабины машиниста.

Система вентиляции на тепловозах должна исключать возможность попадания отработавших газов в головную кабину локомотива. В кабине машиниста локомотива не должно быть разрежения воздушной среды при закрытых дверях и окнах. Температура, скорость движения воздуха и его влажность в кабине машиниста при закрытых дверях должны поддерживаться на постоянном уровне, который зависит от климатической зоны, шум и вибрация регламентируются санитарными нормами. Лица, обеспечивающие безопасность движения поездов, проходят обязательное медицинское освидетельствование при поступлении на работу, затем через каждые 3 года, а после достижения 45-летнего возраста — ежегодно; члены локомотивных бригад, работающих на скоростных поездах, проходят переосвидетельствование ежегодно. Кроме того, с целью выявления внезапно возникающих заболеваний, остаточных явлений употребления алкоголя, начальных форм заболеваний (гипертонической болезни и др.) проводятся предрейсовые медосмотры членов локомотивных бригад.

Среди многочисленных современных типов пассажирских вагонов различают вагоны открытого типа, межобластного сообщения, купейные с централизованным электроснабжением и кондиционированием воздуха; мягкие комбинированные с двух- и четырехместными купе. К числу факторов, оказывающих влияние на состояние среды внутри пассажирского вагона, относятся шум и вибрация. В пассажирском вагоне шум преимущественно низкочастотный с пиковыми значениями в области частот 50, 125, 250 Гц. В купе, расположенных в середине современных спальных вагонов, уровень шума соответствует санитарным нормам. Максимальное превышение предельно допустимых уровней вибрации в вертикальном и горизонтальном направлениях отмечается в торцах вагона. В середине вагона наблюдается превышение допустимых уровней вибрации в вертикальном направлении.

Необходимый воздухообмен в пассажирских помещениях поддерживается механической приточной вентиляцией. Установки, используемые для кондиционирования воздуха в пассажирских вагонах на железных дорогах, обеспечивают летом подачу воздуха в объеме 5000 м3/ч, а зимой — около 4000 м3/ч. Они рассчитаны на эффективную работу при температуре наружного воздуха летом до 40°, зимой — до — 40° и относительной влажности от 30 до 70%. При этих параметрах наружного воздуха кондиционеры обеспечивают в вагоне летом температуру воздуха на уровне 24 ± 2°, зимой — 20 ± 2° и относительную влажность от 30 до 60%. Санитарный надзор на Ж. т. организуется органами санитарно-эпидемической службы. Согласно «Санитарным правилам для пунктов экипировки пассажирских вагонов», на ж.-д. станциях проводится профилактическая дезинфекция пассажирских вагонов дальнего следования и пригородных поездов, постельных принадлежностей и другие мероприятия. Для этой цели предусмотрены санитарно-контрольные пункты (СКП). Проверке подвергаются санитарно-техническое состояние вагонов, качество уборки, обеспечение бельевым фондом и его состояние, водоснабжение, вентиляция, отопление в зимнее время года, освещение и др. В пути следования СКП промежуточных станций осуществляет надзор за текущим санитарным состоянием вагонов и вагона-ресторана.

Библиогр.: Проблемы гигиены и эпидемиологии на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве, под ред. А.А. Прохорова и др., М., 1985; Прохоров А.А., Кучеренко В.З. и Кудрин В.А. Предрейсовые медицинские осмотры локомотивных бригад., М., 1984, библиогр.; Прохоров А.А., Суворов С.В. и Грибанов О.И. Руководство по гигиене на железнодорожном транспорте, М., 1981, библиогр.