Дисгармония сексуальная

03.08.2009

Дисгармония сексуальная (дисгармония) — общее название различных расстройств сексуальных взаимоотношений между супругами (сексуальными партнерами). Широко распространенное представление, что Д. с. наблюдается при любом сексуальном расстройстве, не, соответствует действительности. Даже выраженные и стойкие сексуальные расстройства у одного или обоих партнеров далеко не всегда приводят к нарушению их сексуальных взаимоотношений (например, сочетание ускоренного семяизвержения у мужа с аноргазмией у жены или элементов садизма у мужа с элементами мазохизма у жены и т.п.). С другой стороны, во многих случаях Д. с. формируется при полном отсутствии сексуальной патологии и лишь изредка приводит к появлению в качестве осложнений собственно сексуальных расстройств.

Причинами Д. с. чаще всего являются резкие биологические различия в протекании копулятивного цикла у супругов или партнеров; выраженные индивидуальные различия партнеров в физическом и культурном развитии, особенностях сексуального поведения и всем психологическом облике от расхождений в половой конституции до стойких отклонений, сформировавшихся в результате дефектов воспитания); наличие у одного или обоих партнеров мнимых или истинных сексуальных расстройств, вызываемых такими факторами, как неадекватная психологическая реакция на естественные физиологические колебания половых проявлений, предъявление к себе или партнеру чрезмерных требований, несоблюдение элементарных правил проведения коитуса, обычно на стадии подготовительных ласк (см. Половая жизнь). Названные причины, как правило, действуют в совокупности.

Сексуальная дисгармония может проявляться как собственно сексуальными расстройствами, так и нарушением психологических связей между супругами (партнерами) в виде так называемого непродуктивного супружеского взаимодействия. Сексуальные нарушения, возникающие в результате Д. с., обычно усугубляют уже имеющуюся сексологическую симптоматику. В тех случаях, когда Д. с. с самого начала носит чисто психологический характер (без сексуальных нарушений). в дальнейшем наиболее часто нарушаются эрекции (у мужчин) и либидо (половое влечение), несколько реже развивается преждевременное семяизвержение. Однако независимо от начального проявления Д. с. у обоих партнеров постепенно формируются сочетанные симптомокомплексы с вовлечением нескольких (на терминальных стадиях всех) сексуальных функций, вплоть до отсутствия эякуляции у мужчин (анэякуляторный феномен, или так называемый функциональный асперматизм) и селективной аноргазмии у женщин.

Диагноз Д. с. основывается на данных анамнеза и анализе квантификационных шкал сексуальных формул — мужской (СФМ) и женской (СФЖ). При отсутствии собственно сексуальных расстройств идентифицируется один из трех видов непродуктивного супружеского взаимодействия:

1. соперничество, которое обычно преобладает в первые годы супружества и характеризуется спорами по поводу распределения домашних обязанностей, отношений с друзьями и родственниками, претензии на лидерство в семье;

2. псевдосотрудничество, для которого характерны внешнее согласие и преувеличенная заботливость, чередующиеся с раздражительностью и упреками (в т.ч. в супружеской неверности или сексуальной неполноценности);

3. эмоциональное отчуждение. При выраженных сексуальных нарушениях диагноз не вызывает затруднений. Лечение Д. с. с собственно сексуальными расстройствами направлено на их устранение (устранение патологии предстательной железы, хлорэтиловые блокады при синдроме парацентральных долек и т.д.).

Независимо от наличия или отсутствия собственно сексуальных симптомов осуществляется так называемая парная (т.е. с сексуальным партнером) рациональная психотерапия, направленная на осознание допускаемых каждым из партнеров деструктивных форм сексуальных взаимоотношений и внесексуального межличностною общения и замену этих форм навыками продуктивного взаимодействия. Содержание этой психотерапии у каждой пары определяется конкретными психосексуальными механизмами, подвергшимися деформации. В большинстве случаев у мужчин приходится воспитывать способность считаться со специфическими особенностями женщины, однако, например, при чрезмерной зависимости мужчины необходимо, наоборот, культивировать элементы здорового мужского эгоизма.

Однако наиболее часто выявляются дефекты общения (в особенности невербального), инфантильные установки и т.п., совокупность которых нарушает взаимную адаптацию партнеров, провоцируя конфликты и эмоциональное отчуждение. В ходе психологической коррекции у партнеров необходимо вырабатывать новые ролевые позиции, способность эмпатического мировосприятия (не «я», а «мы»), навыки продуктивного разрешения конфликтов, неизбежных в повседневной жизни.

Библиогр.: Актуальные вопросы сексопатологии, под ред. В.В. Ковалева, с. 171, М., 1986; Руководство по психотерапии, под ред. В.Е. Рожнова, с. 297, Ташкент, 1979; Частная сексопатология, под ред. Г.С. Васильченко, т. 2, с. 5, 293, М., 1983.