Грыжи
Грыжи (лат. hernia, единственное число) — выпячивание какого-либо органа целиком или частично под кожу, между мышцами или во внутренние карманы и полости через отверстия в анатомических образованиях. Это могут быть существующие в норме и увеличившиеся в патологических условиях отверстия или промежутки, а также отверстия, возникающие на месте дефекта ткани, истончения послеоперационного рубца и т. п. По локализации различают мозговые (см. Головной мозг), мышечные (см. Мышцы), диафрагмальные (см. Диафрагма) грыжи и Г. живота. Среди последних выделяют паховые, бедренные, пупочные Г., грыжи белой линии живота, мечевидного отростка, грудины, боковую Г. живота, запирательные, седалищные, промежностные, послеоперационные и др. При грыже живота из брюшной полости выпячиваются внутренние органы вместе с париетальным листком брюшины через «слабые» места брюшной стенки (грыжевые ворота) под кожу (наружные Г.) или в другие полости и различные карманы брюшины (внутренние Г.). Различают грыжевые ворота — отверстие, через которое выходит Г., грыжевой мешок — участок париетального листка брюшины, покрывающий грыжевое содержимое, которым может быть любой орган брюшной полости или его часть.
Чаще грыжевым содержимым является часть большого сальника и тонкой кишки. В грыжевом мешке выделяют устье, соединяющее грыжевой мешок с брюшной полостью, шейку — наиболее узкий его участок между устьем и телом мешка, которое заканчивается дном. Грыжевой мешок может частично покрывать выходящий орган (скользящая Г.). Причинами, вызывающими образование Г., являются повышение внутрибрюшного давления (при запорах, кашле, затрудненном мочеиспускании, родах, поднятии тяжестей и др.) и ослабление брюшной стенки в результате ее растяжения и истончения (при повторных беременностях, травмах, возрастных изменениях, заболеваниях и др.). Играют роль наследственная предрасположенность, возраст, пол, особенности телосложения и анатомического строения области появления Г.
Наиболее характерный признак Г. — наличие припухлости, появляющейся в положении стоя или при натуживании и исчезающей в положении лежа или после ручного вправления. Припухлость в местах типичного возникновения Г., не поддающаяся вправлению, может быть обусловлена невправимой грыжей. В начальной стадии развития Г. ее можно обнаружить, введя в грыжевой канал палец. При натуживании или покашливании больного ощущают выхождение Г. — симптом кашлевого толчка. Если грыжевым содержимым является петля кишки, то при перкуссии над областью выпячивания слышен тимпанический звук, а при аускультации — кишечные шумы. Содержимым небольших Г. может быть часть большого сальника, при этом перкуторный звук укорочен, при пальпации определяется мягкоэластическое, иногда дольчатое образование. Больные часто жалуются на боль в области выпячивания. Возможны отрыжка, тошнота, запоры, вздутие живота, нарушение мочеиспускания и др. Паховые грыжи чаще встречаются у мужчин, что связано с особенностями эмбриогенеза и анатомического строения паховой области. Различают врожденные и приобретенные, косые (наружные) или прямые (внутренние) паховые Г.
Косая паховая Г. выходит через глубокое паховое кольцо, расположенное в латеральной паховой ямке, в паховый канал вместе с семенным канатиком, опускаясь нередко в мошонку (рис. 1), а у женщин — в большую половую губу. Прямая паховая Г. выступает из брюшной полости через медиальную паховую ямку, расположенную напротив поверхностного пахового кольца (введенный в него палец идет в прямом направлении, в то время как при косой — отклоняется в сторону). Прямая паховая Г. часто бывает двусторонней (рис. 2) и, как правило, приобретенной. Содержимым паховой Г. иногда могут быть слепая и сигмовидная кишки, червеобразный отросток, мочевой пузырь. При паховой Г. дифференциальный диагноз проводят с водянкой оболочек яичка и семенного канатика. Последние в отличие от Г. не изменяются в размерах при натуживают и кашле, не вправляются в брюшную полость, отсутствует симптом кашлевого толчка, перкуторный звук тупой. Паховый лимфаденит, опухоли мошонки, яичка и семенного канатика, с которыми также проводят дифференциальный диагноз, представляют собой невправимые плотные образования, их объем не изменяется при натуживании и кашле. Иногда при выраженном расширении вен семейного канатика отмечается симптом кашлевого толчка.
Бедренные грыжи занимают по частоте второе место после паховых, встречаются преимущественно у женщин 40—60 лет, нередко бывают двусторонними. К развитию бедренной Г. предрасполагают увеличение размеров и слабость глубокого бедренного кольца. Бедренная Г. располагается чуть ниже паховой связки (рис. 3), что отличает эту грыжу от паховой, лежащей выше связки. Полная бедренная Г. выступает через бедренное и подкожное кольца, неполная Г. не выходит за пределы поверхностной фасции и находится в бедренном кольце, в связи с чем ее трудно установить клинически. Больные обычно жалуются на боли в низу живота, в паховой области, бедре. Когда грыжевым содержимым является стенка мочевого пузыря, наблюдается дизурия. При сдавлении бедренной вены возможен отек ноги, развивающийся к концу дня. При пальцевом исследовании палец проходит ниже паховой связки, и удается определить отношение Г. к бедренным сосудам. Бедренную Г. иногда необходимо дифференцировать с варикозным узлом, лимфаденитом, липомой, особенно в случае невправимой грыжи.
Пупочная грыжа (рис. 4) встречается чаще у женщин, т. к. беременность и роды ослабляют пупочное кольцо. Образованию Г. способствует наличие дивертикула брюшины в пупочном кольце. Большие Г. имеют нередко многокамерный грыжевой мешок, содержимым которого могут быть помимо сальника и петель тонкой кишки также толстая кишка и желудок. Невправимая пупочная Г. чаще вызывает боли, тошноту. Диагноз пупочной Г. несложен, однако при невправимом образовании необходимо исключить первичную или метастатическую опухоль пупка. Пупочную Г. может имитировать выпяченный пупок, в котором находится дивертикул брюшины, но отсутствует содержимое и не ощущается симптома кашлевого толчка. Грыжа белой линии живота чаще наблюдается у мужчин. Грыжевыми воротами являются щели и отверстия в белой линии живота, через которые проходит предбрюшинный жир, постепенно подтягивающий за собой листок брюшины. Различают надпупочную, околопупочную и подпупочную Г. белой линии живота. Возможна скрытая Г., когда грыжевое выпячивание находится в толще белой линии живота, не выходя за ее пределы. Наблюдаются множественные Г., располагающиеся одна над другой.
Грыжевым содержимым иногда являются толстая кишка, желудок, круглая связка печени и желчный пузырь. Чаще эти Г. протекают бессимптомно, реже имеются жалобы на боли в подложечной области, усиливающиеся после еды, тошноту и даже рвоту. Боли связаны со сдавлением органов или натяжением сальника. Дифференциальный диагноз проводят с предбрюшинной липомой. Появление выпячивания брюшной стенки в вертикальном положении больного или при натуживании и исчезновение его в положении лежа при вправлении указывают на наличие грыжевого мешка. Нередко такая Г. сопутствует язвенной болезни, холециститу и другим заболеваниям. Поэтому при наличии Г. белой линии живота необходимо тщательное клиническое обследование.
Послеоперационные грыжи образуются в области послеоперационных рубцов после аппендэктомии, операций на желчных путях и других вмешательств, главным образом после нагноения послеоперационной раны или введения в нее тампонов. Грыжевые ворота имеют различную форму и величину, чаще бывают щелевидными или полуокружными; они образованы краями разошедшихся мышц и апоневроза. Предоперационные грыжи могут достигать больших размеров, обычно хорошо вправляются. Диагноз основывается на наличии выпячивания в области послеоперационного рубца, появляющегося при повышении внутрибрюшного давления. Редкие формы грыж. К ним относятся Г. мечевидного отростка грудины, боковая Г. живота, запирательная, седалищная, промежностная грыжи и др. Грыжа мечевидного отростка грудины — выпячивание внутренних органов через отверстие в мечевидном отростке. Боковая Г. живота может возникать в области влагалища прямой мышцы живота. Диагностика небольших выпячиваний затруднена, их можно принять за опухоль брюшной стенки. Поясничная Г. (чаще левосторонняя) появляется на задней или боковой поверхности живота через поясничные треугольник Пти и промежуток Гринфельта — Лесгафта.
Распознавание поясничной Г. обычно не вызывает затруднений: грыжевое выпячивание появляется в положении на больном боку, а при повороте на здоровую сторону исчезает. Запирательная Г. Возникает преимущественно у женщин пожилого возраста, выходит через запирательный канал. При отсутствии видимого выпячивания проявляется болями по ходу запирательного нерва с иррадиацией на внутреннюю поверхность бедра, тазобедренного и коленного суставов. Характерно усиление болей при отведении и ротации бедра (симптом Тривса). Седалищная Г. выходит на заднюю поверхность таза через большое или малое седалищные отверстия, чаще справа; встречается преимущественно у мужчин. Грыжевой мешок опускается по ходу седалищного нерва и, сдавливая его, может вызвать боли. Промежностная Г. выступают через дефект в мочеполовой диафрагме, чаще наблюдается у женщин. Передние промежностные г. у женщин выходят на большую половую губу и трудно отличимы от паховых, а задние — на промежность и напоминают седалищные. Распознаются эти Г. при влагалищном и ректальном исследованиях.
Внутренние Г. брюшной полости образуются в результате попадания внутренних органов в различные внутрибрюшные карманы. Чаще встречается грыжа Трейтца (околодвенадцатиперстная). Она возникает в месте перехода двенадцатиперстной кишки в тощую в области кармана Трейтца. Клиническая картина при неущемленной внутренней Г. характеризуется схваткообразными болями в животе, иррадиирующими в подложечную область и возникающими после приема пищи или значительной физической нагрузки. В зависимости от локализации Г. болезненность при пальпация определяется выше пупка, справа или слева от него. Больные часто жалуются на отрыжку, метеоризм, упорные запоры. При ущемлении развивается клиническая картина высокой непроходимости кишечника. Диагноз затруднен, и часто грыжа Трейтца распознается только во время операции.
Осложнения
Основными осложнениями Г. являются ущемление, реже воспаление, повреждения и новообразования. Ущемление Г. обычно обусловлено внезапным сдавливанием ее содержимого в грыжевых воротах, возникающим в результате поднятия тяжести, сильного натуживания, кашля и др. Причиной ущемления Г. может стать спастическое сокращение тканей, окружающих грыжевые ворота, их узость, рубцовые перетяжки в грыжевом мешке. Чаще ущемляется тонкая кишка, в месте сдавления которой образуется странгуляционная борозда (резкое истончение кишечной стенки). Нарушение кровообращения стенки кишки обусловлено сдавленном ее сосудов. Обычно сначала сдавливаются венозные сосуды, в результате чего происходит пропотевание плазмы в толщу стенки и просвет кишки. Объем кишки увеличивается, нарушается ее артериальное кровоснабжение, и стенка подвергается некрозу. Плазма пропотевает и в грыжевой мешок. Образующаяся так называемая грыжевая вода первоначально стерильна, но впоследствии может инфицироваться.
Некроз кишечной стенки завершается ее перфорацией. При излитии кишечного содержимого в грыжевой мешок развивается его флегмона, а при прорыве в брюшную полость — перитонит. Клинически ущемление проявляется резкими болями в области грыжевого выпячивания, которое увеличивается в объеме, становится невправимым, резко болезненным при пальпации. Часто, особенно при ущемлении кишки, возникает рвота, прекращается отхождение газов и кала. Появляются признаки интоксикации — тахикардия, слабый пульс, сухость языка, похолодание конечностей, спутанность сознания. Особыми формами ущемления Г. являются ретроградное (обратное) и пристеночное (рихтеровское). При ретроградном ущемлении (рис. 5) в грыжевом мешке располагаются две малоизмененные кишечные петли, а наибольшие нарушения кровообращения возникают в связующей их петле, находящейся в брюшной полости. Пристеночное ущемление захватывает обычно ограниченный участок стенки кишки (рис. 6). Размер грыжевого выпячивания при этом, как правило, не изменяется, клинические признаки непроходимости кишечника отсутствуют, в связи с чем диагноз этого вида ущемления ставят лишь во время операции, предпринимаемой по поводу перитонита. Ущемление сальника также может проявляться в основном болями и нарастанием интоксикации. Любые попытки вправления ущемленной Г. недопустимы.
Даже при подозрении на ущемление больного следует госпитализировать в хирургическое отделение. Острое воспаление Г. чаще возникает при остром аппендиците и по клинической картине мало отличается от ущемления. Хроническое воспаление может быть следствием постоянной травматизации Г. или иметь специфическую природу, например при туберкулезе брюшины. Хроническое воспаление Г. сопровождается образованием сращений между грыжевым мешком и его содержимым, что приводит к возникновению невправимой Г. Повреждения Г. отмечаются при травмах или резком повышении внутрибрюшного давления. Они могут вызывать разрыв внутренних органов, расположенных в грыжевом мешке. Новообразования Г. встречаются редко, они могут исходить из грыжевого мешка или его содержимого, а также окружающих органов и тканей. Чаще наблюдаются липомы грыжевого мешка.
Лечение Г. хирургическое. Наличие грыжевого выпячивания и особенно его увеличение, боли, нарушение трудоспособности и риск развития осложнений — показания к оперативному вмешательству. Консервативное лечение возможно только при неосложненных Г., при наличии серьезных противопоказаний к операции или категорическом отказе больного, а также при небольших пупочных Г. у детей раннего возраста. Противопоказаниями к плановой операции являются острые инфекционные болезни, дерматит, экзема в области операционного поля, заболевания сердечно-сосудистой системы и органов дыхания в стадии декомпенсации, поздние сроки беременности, старческий возраст и др. Консервативное лечение состоит в ограничении физических нагрузок и ношении бандажа. Оперативное вмешательство может быть выполнено как под местной, так и под общей анестезией. Последнее особенно показано при больших размерах грыжевого мешка и грыжевых ворот у легко возбудимых больных и маленьких детей. Операция заключается в выделении и вскрытии грыжевого мешка (грыжесечение), погружении его содержимого в брюшную полость, после чего производят пластику грыжевых ворот. При косых паховых Г. часто применяют пластику передней стенки пахового канала по способу Жирара и Спасокукоцкого. Универсальным методом, используемым как при косых, так и прямых паховых Г., является пластика задней стенки пахового канала по методу Бассини.
При больших, особенно рецидивных паховых Г., сопровождающихся значительным разрушением обеих стенок пахового канала, производят пластику его по способу Кукуджанова. При пупочной Г. используют поперечную пластику по Мейо или продольную по Сапежко. При больших рецидивных Г. дефекты брюшной стенки закрывают с помощью аллотрансплантатов (нейлон, дедерон и др.). Ущемленная Г. является абсолютным показанием к экстренной операции, объем которой может оказаться значительнее, чем при плановой операции, в связи с необходимостью резекции кишки или сальника, дренирования брюшной полости и др. При флегмоне Г. брюшную полость вскрывают вне грыжевого мешка, а после резекции измененной кишки ее участок вместе с грыжевым мешком удаляют через отдельный разрез блоком. Запирательные, седалищные, промежностные и внутренние Г. при ущемлении оперируют через лапаротомный или комбинированный доступ.
Послеоперационное ведение больных осуществляют по общим принципам (см. Послеоперационный период). Трудоспособность после грыжесечения восстанавливается в среднем через 1 мес. Лиц, выполняющих тяжелую физическую работу, по заключению ВКК переводят на легкий труд сроком до 6 мес. Рецидивные и большие послеоперационные Г. в отдельных случаях могут служить основанием для направления больного на ВТЭК. Грыжи у детей чаще бывают врожденными или проявляются вскоре после рождения. Наиболее распространены паховые Г. (как правило, косые), второе место по частоте занимают пупочные Г. Косая паховая Г. возникает у мальчиков при незаращении влагалищного отростка брюшины, часто сочетается с задержкой яичка в брюшной полости или паховом канале (см. Крипторхизм). У девочек косая паховая Г. встречается значительно реже, ее развитие связано с незаращением нукова дивертикула. При крике, натуживании в паховой области появляется безболезненное выпячивание, в положении лежа легко вправляющееся в брюшную полость.
Дифференциальный диагноз паховой Г. у мальчиков проводят с водянкой оболочек яичка (см. Яичко) и варикоцеле. При ущемлении Г. ребенок беспокоен, у него возникают внезапные сильные боли и напряжение мышц в области грыжевого выпячивания, которое перестает вправляться в брюшную полость. Спустя несколько часов боли могут утихнуть, ребенок становится вялым, развиваются симптомы кишечной непроходимости. При ущемлении Г. ребенка направляют в хирургическое отделение. Основным методом лечения является экстренная операция. Однако в первые 10 ч от момента ущемления по показаниям возможны консервативные мероприятия (теплая ванна, поднятие ножного конца кровати, введение спазмолитиков и др.), которые следует проводить не более 2 ч. Пупочные Г. у детей проявляются с момента рождения в виде припухлости в области пупочного кольца при крике, беспокойстве, натуживании ребенка. Как правило, они легко вправляются в брюшную полость, ущемление пупочной Г. наблюдается крайне редко. Лечение пупочной Г. консервативное — лечебная гимнастика, массаж. С осторожностью следует относиться к лейкопластырным повязкам на пупочное кольцо, т. к. кожа у новорожденных легко ранима и возникающие мацерации могут служить входными воротами для возбудителей инфекции. Обычно к 3—5 годам пупочное кольцо уменьшается и самостоятельно закрывается; в старшем возрасте показано хирургическое лечение.
Библиогр.: Оперативная хирургия под ред. И. Литтмана, пер. с венгер., Будапешт, 1981; Руководство по неотложной хирургии органов брюшной полости, под ред. В.С. Савельева, с. 181, М., 1986; Хирургические болезни, под ред. М. И Кузина, с. 331, М., 1986.