Водный транспорт

Водный транспорт, санитарно-гигиенические требования. В. т. подразделяется на речной, морской и смешанный (суда типа река — море). В структуру В. т. входят флот и береговые объекты — порты, судоремонтные заводы. Особенностью работы плавсостава является длительное круглосуточное (более 50% годового времени) пребывание на производственном объекте. По времени пребывания человека в плавании выделяют 4 категории морских судов:

I категория — суда, совершающие рейсы продолжительностью более 5 сут. в т.ч. суда неограниченного района плавания;

II категория — суда, продолжительность рейса которых составляет от 24 ч до 5 сут.;

III категория — продолжительность рейса до 24 ч; IV категория — продолжительность рейса до 8 ч.

Характерной особенностью трудовой деятельности плавсостава во время дальних рейсов является частая смена климатических и часовых поясов, приводящая к нарушению биологических ритмов и напряжению терморегуляции. Увеличение скорости судов за счет повышения мощности судовых двигателей привело к повышению уровня шума и вибрации, а также к воздействию волновых гидродинамических ударов, при которых ускорения превышают норму в 5—10 раз. Обособленность судового коллектива, нервное напряжение во время шторма, швартовых операций, при прохождении во льдах, шлюзах создают высокое психологическое напряжение. Палубная команда подвергается воздействию неблагоприятных метеорологических условий: охлаждение поверхности палубы и ограждений или нагретые в тропических районах в сочетании с интенсивной солнечной радиацией и постоянной высокой влажностью воздуха создают особые условия труда.

Сочетание высокой влажности с низкими или высокими температурами воздуха способствует местным или общим охлаждениям или перегреву. В рулевой и штурманской рубке условия труда характеризуются постоянной вибрацией, шумом, воздействием электромагнитного поля. Судоводители от 5 до 15% рабочего времени работают с радиолокационными станциями, являющимися источником высокочастотных и сверхвысокочастотных излучений. В воздухе радиорубок обнаруживаются озон, оксиды азота. Основными неблагоприятными факторами в машинном отделении судна являются шум, вибрация, высокая температура воздуха и оборудования, загазованность парами нефтепродуктов, а также СО, СО2 и др. Жесткое соединение двигателя с корпусом судна и большая звукопроводимость металлических конструкций способствуют распространению вибрации и шума по всем производственным и жилым помещениям судна.

Работа всех судовых специалистов характеризуется преобладанием статической нагрузки на организм, выполнением производственных операций в положении стоя. Даже при отдыхе уровень энерготрат во время качки судна (шторм более 4 баллов) на 10—30% выше, чем при нормальных условиях плавания. Это связано с тем, что поддержание устойчивого положения тела в пространстве обеспечивается большей группой мышц, чем в норме. Проектирование или поставка судов в СССР производится в соответствии с требованиями «Санитарных правил для судов». Допустимый уровень шума в машинно-котельных отделениях судов и других служебных и бытовых помещениях устанавливается в соответствии с нормами, утвержденными МЗ ГОСТ 12.1.003—76. Величина допустимой вибрации на судах определена «Санитарными нормами вибрации на морских, речных и озерных судах» (1973). Среди мероприятий, направленных на нормализацию микроклиматических условий на рабочих местах, основное место занимает подача к рабочим местам охлажденного или подогретого воздуха в виде так называемого воздушного душа. При этом перепад температур на выходе из воздухораспределителя и на рабочем месте не должен превышать 5°.

Если же для воздушного душа применяются специальные устройства (перфорированные подволоки), то перепад температур допускается до 20°. В условиях нагревающего микроклимата независимо от особенностей плавания температура воздуха на рабочем месте не должна превышать 28°. В жилых, общественных и медицинских помещениях в летний период температура воздуха устанавливается не выше 27°, в зимний — не ниже 22°, относительная влажность должна поддерживается на уровне 40—60%, а скорость движения воздуха — по 15 м в 1 с независимо от сезона года. Минимальное количество подаваемого чистого наружного воздуха в судовые помещения — 33 м3/ч. В целях предупреждения возможных простудных заболеваний, особенно при плавании в тропической зоне Мирового океана, температура воздуха в кондиционируемых смещениях поддерживается в зависимости от наружных условий таким образом, чтобы при носовых температурах наружного воздуха 34°, 36°, 38°, 40° перепад температур не превышал соответственно 7°, 9°, 11°, 13°. Контроль за работой системы кондиционирования и вентиляции осуществляется в соответствии с инструктивно-методическими указаниями по гигиеническому контролю за эксплуатацией систем кондиционирования воздуха на судах, утвержденными МЗ СССР 24 сентября 1974 г. На судах постоянно проводятся работы по замене ручного труда средствами механизации и автоматизации.

Усилия на органы управления, педали должны быть в пределах 2—4 кг, органы управления, используемые периодически, должны перемещаться под действием усилий, приложенных от руки, не превышающих 12 кг, а на педалях — 30 кг. При плавании в северных широтах проводится УФ-облучение плавсостава в соответствии с «Гигиеническими требованиями к проектированию облучательных ультрафиолетовых установок и правилами их эксплуатации на судах морского, речного и промыслового флота» (1976). Все суда оборудуются радиоустановками, которые создают высокочастотные, сверхвысокочастотные магнитные поля. Поэтому на судах должны осуществляться соответствующие мероприятия (использование кожухов, изоляций, экранирования), понижающие до допустимых пределов интенсивность излучения и плотность этих полей на рабочих местах и в местах постоянного пребывания людей. Для обеспечения экипажа водой существует система водоснабжения, которая состоит из трубопроводов, емкостей для хранения, насосов, гидрофоров, устройств обеззараживания и регенерации воды.

Запасы пресной воды устанавливаются по минимальным нормам в зависимости от категории судна. На судах I категории норма расхода пресной питьевой воды на 1 человека в сутки составляет 40 л; на судах II категории — 30 л; на судах III категории —20 л; на судах IV категории — 10 л; расход воды для хозяйстве иных целей («мытьевой») составляет соответственно 60; 40; 30; 10 л. Необходимо также следить за обеззараживанием сточно-фановых вод и уничтожением отходов с судна. Санитарный контроль за состоянием плавающих судов осуществляют работники бассейновых, линейных и портовых СЭС. Прием на работу в судовые экипажи производится после врачебного освидетельствования. В судовые экипажи зачисляются лица, не имеющие медицинских противопоказаний к работе. В период работы они проходят обязательные ежегодные профилактические осмотры в поликлиниках. Пассажиров или членов экипажа, заболевших в пути и нуждающихся в стационарном течении, снимают с судна в ближайшем порту или на пристани для госпитализации. Инфекционных больных, выявленных в рейсе, временно помещают в судовой изолятор или особо выделенные по распоряжению капитана помещения. Медицинской службой на В. т. руководят центральные бассейновые больницы, которые подчиняются, как правило, министру здравоохранения республики.

Библиогр.: Справочник по санитарии и гигиене на судах, под ред. Ю.М. Стенько и Г.И. Арановича, Л., 1984.