Внутреннее ухо

17.06.2009

Внутреннее ухо (auris interna) — полое костное образование в височной кости, разделенное на костные каналы и полости, содержащие рецепторный аппарат слухового и стаокинетического (вестибулярного) анализаторов. Внутреннее ухо находится в толще каменистой части височной кости и состоит из системы сообщающихся друг с другом костных каналов — костного лабиринта (рис. 1), в котором расположен перепончатый лабиринт (рис. 2). Очертания костного лабиринта почти полностью повторяют очертания перепончатого. Пространство между костным и перепончатым лабиринтом, называемое перилимфатическим, заполнено жидкостью — перилимфой, которая по составу сходна с цереброспинальной жидкостью. Перепончатый лабиринт погружен в перилимфу, он прикреплен к стенкам костного футляра соединительнотканными тяжами и заполнен жидкостью — эндолимфой, по составу несколько отличающейся от перилимфы.

Перилимфатическое пространство связано с субарахноидальным узким костным каналом — водопроводом улитки. Эндолимфатическое пространство замкнуто, имеет слепое выпячивание, выходящее за пределы внутреннего уха и височной кости — водопровод преддверия. Последний заканчивается эндолимфатическим мешочком, заложенным в толще твердой мозговой оболочки на задней поверхности пирамиды височной кости. Костный лабиринт состоит из трех отделов: преддверия, полукружных каналов и улитки. Преддверие образует центральную часть лабиринта. Кзади оно переходит в полукружные каналы, а кпереди — в улитку. Внутренняя стенка полости преддверия обращена к задней черепной ямке и составляет дно внутреннего слухового прохода. Ее поверхность делится небольшим костным гребнем на две части, одна из которых называется сферическим углублением, а другая — эллиптическим углублением. В сферическом углублении расположен перепончатый сферический мешочек, соединенный с улитковым ходом; в эллиптическом — эллиптический мешочек, куда впадают концы перепончатых полукружных каналов.

В срединной стенке обоих углублений расположены группы мелких отверстий, предназначенных для веточек вестибулярной части преддверно-улиткового нерва. Наружная стенка преддверия имеет два окна — окно преддверия и окно улитки, обращенные к барабанной полости. Полукружные каналы расположены в трех почти перпендикулярных друг к другу плоскостях. По расположению в кости различают: верхний (фронтальный), или передний, задний (сагиттальный) и латеральный (горизонтальный) каналы. Костная улитка представляет собой извитой канал, отходящий от преддверия; он спирально 2 1/2 раза огибает свою горизонтальную ось (костный стержень) и постепенно суживается к верхушке. Вокруг костного стержня спирально извивается узкая костная пластинка, к которой прочно прикреплена продолжающая ее соединительная перепонка — базальная мембрана, составляющая нижнюю стенку перепончатого канала (улиткового хода). Кроме того, от костной спиральной пластинки под острым углом латерально кверху отходит тонкая соединительнотканная перепонка — преддверная (вестибулярная) мембрана, называемая также рейсснеровой мембраной; она составляет верхнюю стенку улиткового хода. Образующееся между базальной и вестибулярной мембраной пространство с наружной стороны ограничено соединительнотканной пластинкой, прилегающей к костной стенке улитки. Это пространство называется улитковым ходом (протоком); оно заполнено эндолимфой. Кверху и книзу от него находятся перилимфатические пространства. Нижнее называется барабанной лестницей, верхнее — лестницей преддверия.

Лестницы на верхушке улитки соединяются друг с другом отверстием улитки. Стержень улитки пронизан продольными кольцами, через которые проходят нервные волокна. По периферии стержня тянется спирально ее обвивающий канал, в нем помещаются нервные клетки, образующие спиральный узел улитки (рис. 3). К костному лабиринту из черепа ведет внутренний слуховой проход, в котором проходят преддверно-улитковый и лицевой нервы. Перепончатый лабиринт состоит из двух мешочков преддверия, трех полукружных протоков, протока улитки, водопроводов преддверия и улитки. Все эти отделы перепончатого лабиринта представляют собой систему сообщающихся друг с другом образований. В перепончатом лабиринте волокна преддверно-улиткового нерва оканчиваются в нейроэпителиальных волосковых клетках (рецепторах), находящихся в определенных местах. Пять рецепторов относятся к вестибулярному анализатору, из них три расположены в ампулах полукружных каналов и называются ампулярными гребешками, а два находятся в мешочках и носят название пятен. Один рецептор является слуховым, он располагается на основной мембране улитки и называется спиральным (кортиевым) органом. Артерии В. у. происходят из лабиринтной артерии, которая отходит от базилярной артерии (arteria basilaris). Венозная кровь лабиринта собирается в сплетении, лежащем во внутреннем слуховом проходе. Из преддверия и полукружных каналов венозная кровь оттекает главным образом через проходящую в водопроводе преддверия вену в поперечный синус твердой мозговой оболочки.

Вены улитки несут кровь в нижний каменистый синус. Иннервацию В. у. получает от VIII пары черепных нервов, каждый из которых, войдя во внутренний слуховой проход, распадается на три ветви: верхнюю, среднюю и нижнюю. Верхняя и средняя ветви образуют нерв преддверия — nervus vestibularis, нижняя соответствует нерву улитки — nervus cochleae. Во В. у. расположены рецепторы слухового и статокинетического анализаторов. Рецепторный (звуковоспринимающий) аппарат слухового анализатора находится в улитке и представлен волосковыми клетками спирального (кортиева) органа. Улитка и заключенный в ней рецепторный аппарат слухового анализатора называются кохлеарным аппаратом. Звуковые колебания, возникающие в воздухе, передаются через наружный слуховой проход, барабанную перепонку и цепь слуховых косточек на вестибулярное окно лабиринта, вызывают волнообразные перемещения перилимфы, которые, распространяясь, передаются на спиральный орган (см. Слух). Рецепторный аппарат статокинетического анализатора, расположенный в полукружных каналах и мешочках преддверия, носит название вестибулярного аппарата.

Методы исследования. Современные методы исследования функции В. у. включают определение состояния обеих его функций — слуховой и вестибулярной. При исследовании слуховой функции применяют адекватный раздражитель — звук различной частоты и интенсивности в виде чистых тонов, шумов и речевых сигналов. В качестве источника звука используют камертоны, аудиометры, шепотную и громкую речь. Исследование с помощью этого комплекса средств позволяет определить состояние функции звукопроводящей системы, рецепторного аппарата В. у., а также проводникового и центрального отделов слухового анализатора (см. Аудиометрия). Исследование вестибулярной функции (вестибулометрия) включает выявление спонтанных (не вызванных искусственно) симптомов, возникших в результате заболевания В. у. или ц.н.с. Среди них часто встречаются спонтанный нистагм, обусловленный односторонним воспалительным процессом во В. у., падение в позе Ромберга, нарушение координационных проб (см. Вестибулярные реакции).

Состояние вестибулярной функции изучают при вращении на кресле Барани или специальном вращательном стенде, с помощью калорической, гальванической, прессорной и других проб. В условиях поликлиники обследование больных с подозрением на поражение В. у. проводит оториноларинголог. Оно включает целенаправленный сбор анамнеза и выяснение жалоб больного, составление слухового паспорта (данные речевого и камертонального исследования слуха), визуальное выявление спонтанного нистагма и др. Для уточнения диагноза проводят по показаниям дополнительные исследования — рентгенографию височных костей, реографию сосудов головного мозга и др. Патология. Типичными жалобами у пациентов с заболеваниями слуховой части В. у. являются понижение слуха и шум в ушах. Заболевание может начинаться остро (острая нейросенсорная тугоухость) или постепенно (кохлеарный неврит, хронический кохлеит). При поражении слуха, как правило, в той или иной мере в патологический процесс вовлекается и вестибулярная часть В. у., что нашло отражение в термине «кохлеовестибулит».

Пороки развития. Встречаются полное отсутствие лабиринта или недоразвитие отдельных его частей. В большинстве случаев отмечается недоразвитие спирального органа, чаще специфического его аппарата — волосковых клеток. Иногда волосковые клетки спирального органа недоразвиты только на отдельных участках, при этом слуховая функция может оказаться частично сохраненной в виде так называемых островков слуха. В возникновении врожденных дефектов В. у. играет роль патологическое воздействие на зародыш со стороны организма матери (интоксикации, инфицирование, травмирование плода), особенно в первые месяцы беременности. Известную роль играют и генетические факторы. От врожденных пороков развития следует отличать повреждения В. у. во время родов. Повреждения. Изолированные механические повреждения В. у. встречаются редко.

Травма В. у. возможна при переломах основания черепа, когда трещина проходит через пирамиду височной кости. При поперечных переломах пирамиды трещина почти всегда захватывает В. у., и такой перелом обычно сопровождается тяжелым нарушением слуховой и вестибулярной функции вплоть до полного их угасания. Специфическое повреждение рецепторного аппарата улитки возникает при кратковременном или продолжительном воздействии звуков большой интенсивности. Длительное действие сильного шума на В. у. может приводить к нарушению слуха (см. Тугоухость). Патологические изменения во В. у. возникают при воздействии на организм сотрясений. При внезапных перепадах внешнего атмосферного давления или давления под водой в результате кровоизлияния во В. у. могут наступать необратимые изменения рецепторных клеток спирального органа (см. Баротравма).

Заболевания. Воспалительные процессы возникают во В. у., как правило, вторично, чаще как осложнение острого или хронического гнойного среднего отита (тимпаногенный лабиринтит), реже в результате распространения возбудителей инфекции во В. у. из субарахноидального пространства через внутренний слуховой проход по оболочкам преддверно-улиткового нерва при менингококковой инфекции (менингогенный лабиринтит). В некоторых случаях во В. у. проникают не микробы, а их токсины. Развивающийся в этих случаях воспалительный процесс протекает без нагноения (серозный лабиринтит). Исходом гнойного процесса во В. у. всегда бывает полная или частичная глухота, после серозного лабиринтита в зависимости от степени распространения процесса слуховая функция может частично или полностью восстановиться (см. Лабиринтит). Нарушения функций В. у. (слуховой и вестибулярной) могут возникать при расстройствах кровообращения и циркуляции лабиринтных жидкостей, а также в результате дистрофических процессов. Причинами таких нарушений могут быть интоксикации, в т.ч. некоторыми лекарственными препаратами (хинином, стрептомицином, неомицином, мономицином и др.), вегетативные и эндокринные расстройства, заболевания крови и сердечно-сосудистой системы, нарушение функции почек.

Невоспалительные заболевания В. у. объединяют в группу, получившую название лабиринтопатии. В ряде случаев лабиринтопатия протекает в виде повторяющихся приступов головокружения и прогрессирующего падения слуха (см. Меньера болезнь). В пожилом и старческом возрасте дистрофические изменения во В. у. развиваются в результате общего старения тканей организма и нарушения кровоснабжения В. у. (см. Слух). Поражения В. у. могут возникать при сифилисе. При врожденном сифилисе поражение рецепторного аппарата в виде резкого понижения слуха является одним из поздних проявлений и обнаруживается обычно в возрасте 10—20 лет. Характерным для поражения В. у. при врожденном сифилисе считается симптом Эннебера — появление нистагма при повышении и снижении давления воздуха в наружном слуховом проходе. При приобретенном сифилисе поражение В. у. чаще возникает во вторичном периоде и может протекать остро — в виде быстро нарастающего понижения слуха вплоть до полной глухоты.

Иногда заболевание В. у. начинается с приступов головокружения, шума в ушах и внезапно наступающей глухоты. В поздних стадиях сифилиса понижение слуха развивается более медленно. Характерным для сифилитических поражений В. у. считается более резко выраженное укорочение костного звукопроведения по сравнению с воздушным. Поражение вестибулярной функции при сифилисе наблюдается реже. Лечение при сифилитических поражениях В. у. специфическое. В отношении расстройств функций В. у. оно тем эффективнее, чем раньше начато. Невриномы преддверно-улиткового нерва и кисты в области мостомозжечкового угла головного мозга часто сопровождаются патологическими симптомами со стороны В. у., как слуховыми, так и вестибулярными, в связи со сдавлением проходящего здесь нерва. Постепенно появляется шум в ушах, снижается слух, возникают вестибулярные расстройства вплоть до полного выпадения функций на пораженной стороне в сочетании с другой очаговой симптоматикой. Лечение направлено на основное заболевание.

Библиогр.: Головокружение, под ред. М.Р. Дикса и Дж.Д. Худа, пер. с англ.. с. 14, М., 1987; Диагностика и лечение поражений уха и связанных с ним заболеваний, под ред. В.Т. Пальчуна, М., 1984; Остапкович В.Е. и Брофман А.В. Профессиональные заболевания ЛОРорганов, М., 1982.