Барофункция
Барофункция (греч. baros тяжесть + лат. functio исполнение, осуществление) — способность некоторых органов (ухо, придаточные пазухи носа, легкие и др.) реагировать на колебания атмосферного давления. Проявляется, например, при наборе высоты самолетом или его снижении в виде быстрого изменения (выравнивания) давления воздуха или газов, содержащихся в полостях. Наиболее чувствительны к перепадам атмосферного давления среднее, внутреннее ухо и придаточные пазухи носа, что объясняется их анатомо-физиологическими особенностями.
Среднее ухо отделено от наружного барабанной перепонкой и сообщается с атмосферой через носоглотку посредством слуховой (евстахиевой) трубы. При снижении атмосферного давления (подъеме на высоту) воздух в полости среднего уха расширяется и выходит через слуховую трубу в носоглотку, благодаря чему давление по обе стороны барабанной перепонки выравнивается. Анатомическое строение слуховой трубы обеспечивает относительно свободный выход воздуха в носоглотку. Происходит так называемая пассивная вентиляция барабанной полости, предупреждающая возможные расстройства деятельности слухового анализатора при декомпрессии. Она осуществляется примерно через каждые 150—300 м при подъеме на высоту и может ощущаться как щелчок или лопанье пузырьков.
При повышении атмосферного давления (спуске с высоты) для обеспечения равновесия между наружным давлением и давлением воздуха в среднем ухе он должен поступать из носоглотки в барабанную полость, однако открытие слуховой трубы в этом случае затруднено, что препятствует пассивному прохождению воздуха в полость среднего уха. Возникающий в результате этого перепад давления по обе стороны барабанной перепонки приводит к вдавливанию ее в полость среднего уха. По мере повышения внешнего давления деформация барабанной перепонки увеличивается, вызывая ощущение заложенности в ушах и понижение слуха. При быстром и значительном перепаде давления может возникнуть баротравма. Вентиляция придаточных пазух носа осуществляется через лобно-носовые каналы и отверстия в стенках верхнечелюстных пазух, что обеспечивает выравнивание давления. Нарушение Б. возникает при сужении, воспалении слуховых труб и лобно-носовых каналов.
Определение изменений Б. уха и придаточных пазух носа имеет важное значение во врачебно-экспертной практике при профессиональном отборе летчиков, космонавтов, водолазов, кессонщиков и других специалистов. Путем ушной манометрии (см. Среднее ухо), испытаний в барокамере на переносимость перепадов атмосферного давления проводят дифференциальный диагноз между органическими и функциональными нарушениями Б. О нарушении Б. придаточных пазух носа свидетельствуют жалобы на боли в них при перепадах атмосферного давления и данные рентгенографии. Если имеются резко выраженные нарушения Б. уха (сильные болевые ощущения в ушах, тотальная гиперемия барабанной перепонки с кровоизлияниями в нее или выпотом в полость среднего уха), а также длительные расстройства слуха (от 1 сут. и более), возникающие в условиях профессиональной деятельности или при испытании в барокамере, то выносится решение о непригодности к летной работе и обучению летному делу, к водолазным или кессонным работам
Библиогр.: Авиационная медицина, под ред. Н.М. Рудного и др., с. 43, М., 1986.