Аудиометрия
Аудиометрия (лат. audire слышать + греч. metreo мерить, измерять) — измерение и оценка различных показателей слуха человека. Наиболее важным показателем является острота слуха — минимальная интенсивность звука, которую способно воспринимать человеческое ухо; ее принято обозначать термином «порог слышимости».
Современную А. проводят с помощью электронно-ламповых или транзисторных приборов — аудиометров. Для массовых амбулаторных обследований используют портативный переносной аудиометр с неполным диапазоном частот. На специальном бланке отмечается потеря слуха у обследуемого на каждой из переданных частот. В результате получают аудиограмму — аудиометрические кривые, отражающие воздушное (через наружный слуховой проход) и костное (непосредственно через плотные ткани черепа) проведение звуков. При нейросенсорной тугоухости, обусловленной поражением звуковоспринимающих образований внутреннего уха, эти аудиометрические кривые располагаются без интервала параллельно друг другу и имеют, как правило, нисходящую конфигурацию (рис., а). Если же в основе тугоухости лежит нарушение подвижности звукопроводящих структур среднего уха (например, при отосклерозе или среднем отите), аудиометрические кривые параллельны или почти параллельны друг другу, но всегда есть интервал между ними и отсутствует заметное снижение в области высоких частот (рис., б).
Наряду с определением остроты слуха в клинических аудиометрах предусмотрены специальные устройства для оценки способности человека различать громкость звукового сигнала (надпороговая А.). Нарушение этой способности свидетельствует о патологии в чувствительных волосковых клетках спирального (кортиева) органа и является важным дополнительным методом аудиологической диагностики.
Еще большее значение имеет речевая А., при которой больному предъявляют ряд специально отобранных слов, и он должен правильно повторить их. По результатам речевой А. судят о способности различать и понимать речь.
Особое внимание уделяется исследованию слуха у детей раннего возраста, когда невозможно использовать обычную А. В таких случаях применяют так называемую объективную А., основанную на различных рефлекторных реакциях (например, сосательные движения, поворот головы или глаз в сторону источника звука и т.п.). Однако эти реакции быстро угасают, поэтому такая А. может использоваться лишь для массового ориентировочного обследования. У детей старше 2 лет возможна игровая А., основанная на наблюдении за поведением ребенка в процессе участия его в игре с озвученными игрушками.
Более детальное объективное исследование слуха основано на регистрации электрических слуховых вызванных потенциалов с использованием сложной аппаратуры, оснащенной вычислительной техникой. Для широкой практики доступнее метод регистрации внутриушного акустического рефлекса с помощью импеданс-метра.
Библиогр.: Тугоухость, под ред. Н, А. Преображенского, с. 9, М., 1978; Хечинашвили С.Н. Вопросы аудиологии, Тбилиси, 1978; Шидловская Т.В. Клинико-аудиологические взаимосвязи при заболеваниях периферического отдела звукового анализатора, Киев, 1985.