Изучение гемо-, миелограммы и гистологической картины костного мозга у больных, перенесших спленэктомию
Интересно было тщательно изучить гемо-, миелограммы и гистологическую картину костного мозга у больных, перенесших спленэктомию (I группа), поскольку участие селезенки в гемопоэзе несомненно. Однако ее роль в патогенезе ГА до сих пор неясна, так как результаты спленэктомии при ГА далеко не однозначны и смертность еще очень велика.
Больные I группы существенно не отличались от больных II группы. Однако к моменту операции у них либо не было усиленной кровоточивости, либо заметно стихли геморрагические проявления, что, безусловно, явилось благоприятным моментом для спленэктомии.
Уровень гемоглобина был не ниже 70 г/л, соматически больные были сохранны. Предполагают, что спленэктомия имеет следствием купирование тормозящего влияния селезенки на гемопоэз. Однако стойкое улучшение кроветворения после ее удаления наступает медленно, и КГК развивается не у всех.
Нам представляется, что механизм влияния спленэктомии на гемопоэз в большинстве случаев ГА неспецифичен. Однако взаимосвязи селезенки и костного мозга при этом заболевании нужно изучать, так как имеются клинические наблюдения, позволяющие предполагать определенную роль селезенки в патогенезе ГА.
В частности, мы располагаем наблюдениями за 2 больными со стойким высоким относительным лимфоцитозом в гемо- и миелограмме (более 80 и 50% соответственно), у которых вслед за удалением селезенки (через 1 — 4 дня) наступила глубокая лейкоцитопения (до 0,2 — 0,6 *109/л), снизился уровень гемоглобина и резко усилился геморрагический синдром.
Возможно, в этих случаях имеется глубокое поражение микроокружения стволовой клетки, и селезеночный пул клеточных элементов (или какие- либо другие факторы селезенки) в определенной мере компенсируют (или поддерживают) «умирающее» костномозговое кроветворение.
Может быть поэтому так приближается фатальный исход заболевания после спленэктомии у таких больных.
Говоря о механизме влияния спленэктомии в случаях ГА, нельзя не упомянуть о наших данных, указывающих на стихание гемолитических процессов после удаления селезенки, что может также способствовать купированию проявлений болезни.
Возвращаясь к больным с развившейся КГК, отметим, что операционная кровопотеря колебалась от 400 мл до 1,6 л и возмещалась путем гемотрансфузий во время операции.
Длительное применение кортикостероидных гормонов для предупреждения недостаточности надпочечников заставляло назначать всем больным гидрокортизон по 200 — 300 мг/сут в первые 2 — 3 дня после операции с последующим переходом на преднизолон.
Масса удаленной селезенки колебалась от 70 до 120 г. При гистологическом исследовании выявлялись изменения, характерные для ГА: уменьшение размеров и количества фолликулов, отсутствие в них центров размножения, утолщение и гомогенизация стенок сосудов с повышенным отложением в них ШИК-положительных веществ, огрубение и резкое утолщение стенок синусов с гиперплазией их эндотелия, отложение железосодержащего пигмента в строме органа и цитоплазме эндотелия синусов.
«Депрессии кроветворения», О.К.Гаврилов,
Ф.Э.Файнштейн, Н.С.Турбина
- Удаление селезенки у наблюдаемых больных
- Наблюдение больных с длительной КГК
- Исследования с 59Fe у наблюдаемых больных
- Показатели свободных порфиринов эритроцитов
- Сообщения о положительных сдвигах в гемопоэзе
- Гистологическое изучение костного мозга в трепанобиоптатах
- Частота сочетанного поражения отдельных ростков гемопоэза