Данные А. Я. Кузьмичева

12.02.2013

Важное значение имеют данные А. Я. Кузьмичева (1971), показавшего, что система вен спинного мозга с оттоком крови по корешковым венам является автономной. Эта система заканчивается в венозных сплетениях межпозвонковых отверстий.

Лишь на этом уровне система вен спинного мозга имеет возможность анастомозировать с внутренними и наружными венозными сплетениями позвоночника, отводящими от него кровь.

Внутреннее венозное сплетение позвоночника располагается в эпидуральном пространстве и образовано четырьмя продольными сосудами с поперечными анастомозами.

В нем различают две части — переднее и заднее продольное венозное сплетения. Наружное венозное сплетение позвоночника также состоит из двух частей: одна располагается на передней поверхности тел позвонков, другая — на задней поверхности позвоночных дужек.

Наружное и внутреннее венозные сплетения позвоночника анастомозируют на уровне сплетения межпозвонкового отверстия.

Как уже упоминалось, там же происходит анастомозирование с венозной системой спинного мозга. При этом последняя сохраняет свою автономию за счет клапанов, имеющихся в экстрадуральной части корешковых вен.

Факт существования раздела между венозной системой спинного мозга и позвоночника важен для понимания патогенеза и трактовки некоторых вариантов патологических изменений венозной системы спинного мозга и позвоночника.

Из сплетений межпозвонковых отверстий венозная кровь оттекает в большие венозные стволы — межреберные и поясничные вены, которые впадают в непарную и нижнюю полую вены. В крестцовой области кровь оттекает через внутренние подвздошные вены.

Учитывая ведущую роль корешковых (медуллорадикулярных) вен в осуществлении венозного оттока от спинного мозга, было предпринято специальное анатомическое их исследование1.

Исследование перимедудлярной венозной сети проведено на 15 препаратах спинного мозга трупов взрослых людей, умерших от различных, не связанных с поражением спинного мозга, заболеваний. Венозная система изучалась на спинном мозге, извлеченном вместе с твердой мозговой оболочкой и корешками после ламинэктомии.

Препарат укладывали на ровную поверхность, перевязывали все корешки, а затем вскрывали твердую мозговую оболочку. После удаления паутинной оболочки легко было проследить корешковые артерии и вены. В одну из крупных корешковых вен пункционно вводилось контрастное вещество (свинцовые белила, окрашенные в синий цвет) с последующим изучением строения сосудов и их фотографированием. Критерием для прекращения инъекции являлось пружинящее сопротивление поршня шприца. Препарат сохраняли в жидкости (спирт + глицерин в соотношении 1 : 1 или в 10% растворе формалина).

1
Эта часть исследования выполнена канд. мед. наук Н. У. Заблоцким под руководством проф. А. А. Скоромца.


«Клиника и хирургическое лечение дискогенных
пояснично-крестцовых радикуломиелоишемий»,
В.А.Шустин, А.И.Панюшкин