Наблюдения за гипертензивными реакциями (Формы гипертонии)

В зависимости от особенностей гемодинамических нарушений различают две основные формы гипертонии — спастическую, обусловленную периферическим ангиоспазмом, и гиперкинетическую, связанную в основном с увеличением минутного объема крови. Обе формы взаимосвязаны, гиперкинетическая нередко предшествует спастической (И. К. Шхвацабая, 1972; Е. М. Тареев, А. В. Сумароков, 1972; Richard, 1969, и др.).

Дифференциальная диагностика этих форм гипертонии имеет большое практическое значение, прежде всего при выборе рациональной терапии. Почти у всех наблюдавшихся нами больных имелась ангиоспастическая форма гипертонии со значительным увеличением периферического сопротивления. Определенную роль в выявлении ранних сосудистых реакций имеет проба с дозированной физической нагрузкой.

При массовом обследовании практически здоровых лиц с большим стажем работы с нормальными цифрами артериального давления в покое, после физической нагрузки (60 подскоков за 30 с) нередко отмечалось повышение не только систолического, но и диастолического давления, что свидетельствует о нарушении регуляции сосудистого тонуса со склонностью к ангиоспастическим реакциям.

Этот вывод находит подтверждение в последних работах Т. А. Сорокиной (1972), Р. П. Калюжной (1972), показавших, что у лиц с гипертонией любой этиологии при нагрузке отмечается значительная активизация симпатоадреналовой системы. У обследованных нами больных большой выброс катехоламинов наблюдался в период кризовых состояний.

Приведенные данные подтверждают неспецифичность вегетативно-сосудистой дисфункции у работающих в условиях воздействия электромагнитных полей сверхвысоких частот. Не имеют специфичности и изменения со стороны сердца. Боли в области сердца, лабильность пульса, экстрасистолия, нередко отмечаемое снижение или увеличение зубца Т на электрокардиограмме в покое или после нагрузки могут наблюдаться при вегетативно-сосудистой дистонии любой этиологии.


«Сердечно-сосудистая система при действии профессиональных факторов»,
Н.М. Кончаловская

Читайте далее: