Интоксикация препаратами наперстянки (Наблюдения)

Согласно некоторым наблюдениям, интоксикация препаратами наперстянки занимает второе место по частоте среди причин возникновения полной атриовентрикулярной блокады, но другие авторы подчеркивают, что полная атриовентрикулярная блокада встречается редко при интоксикации наперстянкой. Частота желудочковых сокращений при полной атриовентрикулярной блокаде, вызванной интоксикацией препаратами наперстянки, больше, чем при атриовентрикулярной блокаде иной этиологии, ввиду чего синдром Морганьи — Эдемса — Стокса наблюдается очень редко.

У больных с полной атриовентрикулярной блокадой дигитализация может ускорить или замедлить идиовентрикулярный ритм. Schwartz считает, что учащение ритма после получения препаратов наперстянки при полной атриовентрикулярной блокаде является проявлением интоксикации ими и требует отмены наперстянки ввиду опасности возникновения фибрилляцин желудочков.

Непароксизмальная узловая тахикардия, узловой ритм и атриовентрикулярная диссоциация — очень характерные проявления интоксикации препаратами наперстянки. Токсические дозы наперстянки оказывают двоякое, противоположное действие на атриовентрикулярную систему.

Они угнетают атриовентрикулярную проводимость, особенно ретроградную и в то же время повышают возбудимость и образование импульсов в клетках атриовентрикулярного узла.

«Нарушения ритма сердца», Л. Томов

Читайте далее: