Частный случай (Больной У. (наблюдение), 45 лет)

05.07.2010

Больной У. (наблюдение), 45 лет, находился в клинике в январе 1972 г. В 1966 г. перенес мелкоочаговый инфаркт миокарда, с того же времени беспокоят приступы стенокардии, по поводу которой дважды был госпитализирован. Последний год боли в сердце беспокоят редко, легко снимаются валидолом.

С декабря 1971 г. у больного без видимой причины стали возникать перебои в области сердца. В связи с выявленной экстрасистолией амбулаторно лечился индералом, изоптином, панангином, однако без всякого эффекта. В 1963 г. у больного диагностирована грыжа пищеводного отверстия диафрагмы. Курит с 11 лет, последние годы – по пачке папирос в день. При физическом обследовании больного отмечено небольшое количество сухих хрипов, преимущественно в правом легком, пульс 70 – 74 удара в 1 мин, ритмичный, с нечастыми экстрасистолами.

Артериальное давление 120/80 мм рт. ст. Анализы крови и мочи без патологии. В сыворотке крови: холестерин – 269 мг%.

На ЭКГ: тенденция к отклонению электрической оси влево, ритм синусовый с единичными предсердными экстрасистолами. Блокада правой ножки пучка Гиса. Зубец ТII,III сглажен, Tv2 – 4 снижен. При тщательном рентгенологическом исследовании грудной клетки и пищеварительного тракта обнаружена лишь небольшая грыжа пищеводного отверстия диафрагмы.

Проводилось лечение седативными средствами, витаминами группы B, изоптином, метилтестостероном, папаверином.

Самочувствие незначительно улучшилось, экстрасистолы как будто стали реже, боли в сердце почти не возникали. Больной был выписан. Однако экстрасистолы продолжали его беспокоить. Через 3 мес. было предпринято повторное электрокардиографическое и рентгенологическое обследование при котором обнаружен рак правого легкого. Больной был направлен на оперативное лечение.

У данного больного хронической ишемической болезнью сердца с весьма умеренными проявлениями коронарной недостаточности и вне обострения последней возникла весьма упорная экстрасистолия, по существу рефрактерная к активному медикаментозному лечению.

С самого начала не исключалось возможное рефлекторное происхождение экстрасистолии, но при рентгенологическом обследовании не выявлено существенной патологии. Однако, как мы видим, уже через 3 мес. у больного был обнаружен рак легкого, который, очевидно, и служил фактором, провоцировавшим аритмию.

Экстрасистолы нередко наблюдаются при печеночной и почечной колике, хронических заболеваниях желчевыводящей системы, иногда при различных церебральных расстройствах и особенно часто при разных операциях на сердце и его зондировании.

При клинической оценке экстрасистолии нужно помнить, что особое значение следует придавать ранним экстрасистолам. На ЭКГ в таких случаях наблюдается наслаивание комплекса QRS экстрасистолы на зубец Т предшествующего комплекса. Такие экстрасистолы могут быть предвестником развития мерцания желудочков, они наиболее неблагоприятно влияют и на гемодинамику.

Место возникновения экстрасистолы: предсердие, желудочки – имеет меньшее значение, чем при пароксизмальной (экстрасистолической) тахикардии, где оно во многом определяет прогноз. Желудочковые формы пароксизмальной тахикардии обычно возникают у лиц с тяжелым поражением сердца, в частности при инфаркте миокарда. Наджелудочковые формы часто встречаются при неврастения и легче купируются различными рефлекторными воздействиями: массаж каротидного синуса, искусственная рвота, натуживание.

Значительные трудности возникают при уточнении характера заболевания сердца, вызвавшего аритмию. Ряд болезней, например климактерическая кардиопатия, может в некоторых случаях сопровождаться не развернутой клинической картиной, а манифестироваться лишь нарушениями ритма.

«Распознавание болезней сердца», А.В. Сумароков

Читайте далее: