Частный случай (Больная Т., 48 лет)

19.03.2013

Еще один клинический пример.

Больная Т., 48 лет, инженер, поступила в нейрохирургическое отделение 23.10.79 г. с жалобами на боли в пояснице, слабость в левой ноге, задержку мочи и кала.

Болями в пояснице страдает 10 лет. Периодически бывали обострения, которые в последние годы участились. Около года боли в пояснице стали носить постоянный характер, появилась иррадиация болей в левую ногу. Боли в пояснице и в ноге усиливались в ночное время, при ходьбе боли несколько уменьшались. В течение последних 3 мес при ходьбе «стала спотыкаться на левую ногу». Слабость в ней нарастала. Постепенно появились затруднение мочеиспускания и задержка Стула. После задержки мочеиспускания, потребовавшей в течение недели катетеризации мочевого пузыря, доставлена в нейрохирургическое отделение.

Со стороны внутренних органов патологических изменений не выявлено. АД 140/80 мм рт. ст. Умеренно расширены подкожные вены на голенях и бедрах, больше слева. Уплощен поясничный лордоз. Сколиоза нет. Умеренное напряжение поясничных мышц. Симптом Ласега слева с угла 30°, справа — с 60°. Гипотония и гипотрофия ягодичных мышц с обеих сторон, легкая гипотрофия мышц левого бедра, резкая гипотрофия мышц переднего и заднего ложа левой голени.

В мышцах проксимальных отделов левой ноги сила снижена до 4 баллов, а в сгибателях и разгибателях левой стопы и пальцев — до 2 баллов. Коленный рефлекс слева снижен, ахиллов и подошвенный — отсутствуют. Справа рефлексы не изменены. Гипестезия всех видов поверхностной чувствительности в зонах LIV/SII.

В зоне SIII — SV сегментов с обеих сторон гипестезия переходит в анестезию. Ослаблено суставно-мышечное чувство в пальцах левой стопы:

На рентгенограммах позвоночника — выраженные явления остеохондроза на уровне LIV/LV и LV/SII снижена высота диска LV/SI.

Данные пневмомиелографии указывали на наличие грыжи диска LV/SI слева.

При операции 25.10.79 г. (частичная гемиламинэктомия LV слева) удалена грыжа диска LV/SI срединно-боковой локализации, на которой был натянут корешок S1. На заднелатеральной его поверхности располагалась застойная извитая вена диаметром более 2 мм, которая спалась после удаления грыжи диска.

Регресс неврологической симптоматики начался на следующие сутки после операции. Мочеиспускание восстановилось через 8 дней.

При выписке через месяц после операции болей не испытывала. Сила в проксимальном отделе левой ноги восстановилась полностью, а в сгибателях и разгибателях стопы и пальцев — до 3 баллов. Умеренная гипестезия сохранилась в зоне S1 корешка слева и в зоне SIII— SV сегментов с обеих сторон.

При осмотре через 2 года — жалоб не предъявляет, работает по специальности.

Сила в левой ноге восстановилась полностью, отсутствует ахиллов рефлекс слева. Легкая гипестезия в зоне SIV — SV с обеих сторон.

Стул и мочеиспускание самостоятельные. Периодически бывают императивные позывы к мочеиспусканию.

В описанном наблюдении развитие симптомов протекало по варианту, типичному для венозной миелопатии. Расстройства венозного оттока привели к развитию ишемии в зоне эпиконуса только слева, а конус спинного мозга пострадал с обеих сторон и более грубо.

После удаления грыжи диска, компримировавшей наряду с корешком и вену, произошел быстрый и значительный регресс симптоматики, однако незначительные конусные симптомы остались.

«Клиника и хирургическое лечение дискогенных
пояснично-крестцовых радикуломиелоишемий»,
В.А.Шустин, А.И.Панюшкин