Типы поведенческих реакций определяются степенью развития
Эти положения принципиально отличаются от принятой за рубежом классификации людей на тип А и тип Б. Люди, относящиеся к типу А, по мнению зарубежных ученых, характеризуются постоянным стремлением к движению вперед, к достижению успеха, склонностью к соревнованию и проявлению настойчивости.
Они находятся в состоянии постоянно неразрешенного внутреннего конфликта, связанного с определенным психологическим складом личности, и отличаются глубокой поглощенностью профессиональной деятельностью, непрерывной гонкой и спешкой в работе, неугомонностью, торопливостью, постоянным желанием преуспеть во всем; вместе с тем их преследуют неудачи и срывы вследствие вечной нехватки времени.
Это — так называемый коронарный тип личности [Friedeman М., Rosenman R. Н., 1959], обреченный на развитие коронарной болезни.
Такая позиция по существу ошибочна, а в социальном плане совершенно неприемлема. Она смогла возникнуть лишь вследствие метафизического деления людей на два типа без учета истории формирования поведенческих реакций организма в процессе индивидуального развития, без учета учения о типах высшей нервной деятельности, о различных степенях состояния напряжения.
Нет и не может быть «коронарного типа личности».
Как мы показали выше, существуют типы поведенческих реакций, определяемые степенью развития СН, причем I степень этого состояния — полезная, активная реакция, адекватно мобилизующая поисковую активность, направленную на достижение цели и лишь III степень СН — АСОЭ — при длительном воздействий действительно вызывает нарушения функций организма.
Выдвигаемое нами представление о развитии степеней состояния напряжения вместо метафизического деления людей на А или Б позволяет видеть истоки и условия появления той или иной степени СН и указывает на важную роль воспитания активного поведения, самостоятельности, стремления к поиску, к преодолению трудностей.
При этом важнейшими периодами для развития этих черт характера являются именно ранние детские годы.
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- Предупреждение неврозов
- Гиперергическая реакция
- Сон как средство предупреждения неврозов
- Развитие межличностных отношений и сердечнососудистая система
- Предупреждения острого дефицита времени
- Межличностные отношения
- Решение задачи в глубинах подсознания
- Мотивационные факторы
- Физическая тренировка
- Частая перестройка динамического стереотипа
- Критические периоды формирования навыков, типа поведения, опыта
- Содержание холестерина в сыворотке крови
- Импринтинг-реакция
- Темп жизни
- Индифферентность
- Степени состояния напряжения и сердечнососудистая система
- Эмоциональная депривация