Стресс-протективные эффекты пирацетама

27.02.2015

Стресс-протективные эффекты пирацетама (смотрите рисунок ниже) отвечены в первую очередь у лиц, склонных к ипохондрии, эмоционально неустойчивых, с элементами социальной дезадаптации (MMPI: шк. I — 0,790; шк. 3; шк. 7, шк. 8).


Индивидуально-личностный профиль
стресс-протективной активности пирацетама

Индивидуально-личностный профиль стресс-протективной активности пирацетама

Обозначения те же, что на рисунке выше.


Смотрите рисунок — Патофизиологическая характеристика модели экстремальных условий

На фоне пирацетама относительно высокие значения уровня перцептивного (внимания и оперативной памяти отмечены у лиц с высоким уровнем торможения (Стреляу: шк. СТ — 0,517; 0,723), а высокие показатели скорости мышления у лиц с психастенической акцентуацией (MMPI- шк. 7 — 0,733), склонных к тревоге (Спил- 15ергер: шк. RX-2—0,622), высоким уровнем нейротизма (Айзенк: шк. Н — 0,504).

Таким образом, применение пирацетама, как и диазепама, характеризуется повышением работоспособности у лиц, исходно неустойчивых к психологическому стрессу. При этом назначение диазепама лицам с широким внешним профилем внимания и высоким уровнем подвижности нервных процессов может сопровождаться ухудшением показателей психомоторной деятельности.

Выявленная анксиолитическая активность пирацетама согласуется с результатами клинических исследований [Нисс А. И., 1981], в которых показана целесообразность использования препарата при некоторых формах нервно-психического патологического состояния, устойчивого к действию транквилизаторов и .антидепрессантов, в виде дополнения к основной терапии.

Индивидуально-личностный профиль стресс-протективной активности фенибута повторяет профиль пирацетама, однако он значительно уже и включает только лиц, склонных к ипохондрии и социальной дезадаптации (MMPI: шк. I; шк. 8).

Наиболее низкие показатели самооценки состояния на фоне «фенибута наблюдались у лиц с высоким уровнем нейротизма (Айзенк: шк. Н — 0,88) и подвижности нервных процессов (Стреляу: шк. ПНП. — 0,611). При этом относительно высокие показатели скорости мышления и оперативной памяти отмечены у лиц, склонных к депрессивным тенденциям (MMPI: шк. 2 — €,750; 0,961), показатели скорости мышления у лиц импульсивных (MMPI: шк. 4 — 0,800), с низкими значениями по шкале экстраверсии (Айзенк: шк. Э—0,601), а показатели оперативной памяти — у лиц с высоким уровнем активности и оптимизма MMPI: шк. 9 — 0,590), силы возбуждения (Стреляу: шк. СВ — 0,812) и подвижности нервных процессов (Стреляу: шк. ПНП — 0,691). Высокие показатели перцептивного внимания на фоне приема фенибута отмечены у лиц с психастенической акцентуацией (MMPI: шк. 7 — 0,550), с внешним перегруженным и узким эффективным профилем внимания [Найдиффер: ВШП (2) — 0,730; шк. УЭ (5) — 0,720], низкие у лиц с широким внутренним профилем внимания [Найдиффер: лш. ШВН (3) —0,601].

Таким образом, прием фенибута может разнонаправленно влиять на показатели самооценки и объективные критерии работоспособности у типологически различных лиц. При этом показатели оперативной памяти могут повышаться у лиц, потенциально устойчивых к психологическому стрессу.


«Фармакологическая коррекция утомления»,
Ю.Г.Бобков, В.М.Виноградов

Читайте далее: