Результаты факторного анализа группы «неустойчивых»
В таблице ниже приведены результаты факторного анализа группы «неустойчивых». С помощью метода главных компонент выделено семь факторов, объединяющих в общей сложности 82% дисперсии корреляционной матрицы.
Результаты факторного анализа группы «неустойчивых»
Методика | Фактор | ||||||
1 [А] | 2 | 3 | 4 [В] | 5 | 6 | 7 | |
MMPI (1) | 0454 | 0010 | —0075 | —0676 | 0472 | 0087 | 0004 |
MMPI (2) | 0764 | 4090 | 0242 | 0140 | 0170 | —0085 | —0229 |
MMPI (3) | 0504 | 2160 | 0348 | —0467 | 0335 | —0086 | —0100 |
MMPI (4) | 0691 | 1200 | 0441 | —0180 | 0394 | 0015 | —0100 |
MMPI (5) | 0086 | 0389 | 0088 | 0210 | —0272 | 0305 | —0120 |
MMPI (6) | 0684 | —0362 | 0238 | —0399 | —0160 | —0201 | —0125 |
MMPI (7) | 0636 | —0102 | —0214 | —0252 | 0177 | 0239 | —0110 |
MMPI (8) | 0286 | —0652 | —0463 | —0380 | 0042 | 0040 | 0143 |
MMPI (9) | 0295 | —0501 | 0297 | —0269 | —0326 | —0252 | 0372 |
MMPI (0) | 0615 | 0379 | —0407 | 0180 | 0301 | 0302 | 0070 |
Айзенк (Э) | —0070 | —0778 | 0030 | —0120 | 0245 | 0176 | —0258 |
Айзенк (Н) | 0594 | —0540 | —0060 | 0270 | —0238 | 0239 | —0215 |
Кратковременная память | —0159 | 0200 | 0070 | 0240 | 0060 | 0518 | —0558 |
Внимание | —0187 | —0460 | 0296 | 0447 | 0287 | —0240 | —0354 |
Мышление | —0431 | —0047 | 0070 | —0632 | 0453 | —0110 | —0090 |
Стреляу (СВ) | 0001 | 0427 | —0070 | —0520 | —0003 | 0130 | —0516 |
Стреляу (СТ) | —0421 | 0020 | —0080 | —0685 | —0004 | 0060 | 0080 |
Стреляу (ПНП) | 0198 | —0009 | —0150 | —0573 | —0603 | 0070 | —0060 |
Найдиффер (ШВВ) | 0050 | —0709 | 0200 | —0140 | —0307 | 0318 | —0201 |
Найдиффер (ВШП) | 0425 | —0039 | —0769 | 0180 | —0045 | —0159 | —0040 |
Найдиффер (ШВН) | —0701 | —0464 | 0340 | —0180 | —0080 | —0226 | —0172 |
Найдиффер (ВНП) | 0510 | —0564 | 0249 | 0060 | 0238 | —0060 | 0080 |
Найдиффер (УЭ) | 0568 | 0140 | 0278 | —0120 | —0170 | —0185 | —0530 |
Найдиффер (ОП) | —0514 | —0100 | —0261 | —0140 | —0472 | 0393 | 0096 |
Спилбергер | 0596 | 0058 | 0210 | 0270 | 0282 | 0464 | 0358 |
Равен | —0220 | —0401 | —0410 | 0363 | 0080 | 0060 | —0600 |
Учебная оценка | —0398 | —0417 | 0060 | —0180 | 0276 | 0519 | 0097 |
Вес фактора | λ6,003 | 4,685 | 2,797 | 3,505 | 2,215 | 1,765 | 2,056 |
Примечание. 1—0 (шкалы MMPI); Э — Н (уровень экстраверсии — интроверсии и нейротизма по Айзенку); СВ, СТ, ПНП: сила возбуждения, Я сила торможения, подвижность нервных процессов по Стреляу; Найдиффер — Щпрофили внимания (ШВВ — широкий внешний; ВШП — внешний перегруженный, ШВН — широкий внутренний, ВНП — внутренний перегруженный; ЩУЭ — узкий эффективный, ОП — ошибки переключения); Спилбергер — личностная тревожность по Спилбергеру — Ханину; Равен — уровень интеллекта туальных возможностей по Равену; учебная оценка — суммарный учебный В показатель за 2 года обучения; кратковременная память определялась по Т. Т. Джамгарову и др. в модификации С. С. Лосева, мышление — методом В «диссоциации слова», внимание — методом корректурной пробы с кольцами.
Однако информативность факторов различна: 2, 3, 5, 6 и 7 — это характерные факторы, представляющие по нескольку переменных, в то время как факторы 1 и 4 являются общими — они несут нагрузки многих переменных. Как известно, решающее значение в факторном отображении имеют общие факторы, в данном случае факторы 1 (А) и 4 (В).
По фактору А мы интерпретировали его как фактор «тревожности», положительные взаимосвязи отмечаются между шкалами, характеризующими депрессию (D), импульсивность (Pd), ригидность (Ра), тревожность (Pt), экстра-интроверсию (Si), нейротизм (Н), внутренний перегруженный (ВНП), узкий эффективный профили внимания (УЭ) и личностную тревожность (RX-2). Все показатели работоспособности входят в фактор А с отрицательным знаком.
Фактор В представляет собой систему взаимосвязи между скоростью мыслительных процессов и шкалами, характеризующими сверхконтроль (Hs), эмоциональную лабильность (Ну), силу возбуждения (СВ), силу торможения (СТ) и подвижность нервных процессов (ПНП). Этот фактор мы интерпретировали как «хронические трудности адаптации». На низком уровне он отражает эмоциональную неустойчивость, лимитирующую работоспособность в условиях психологического стресса.
«Фармакологическая коррекция утомления»,
Ю.Г.Бобков, В.М.Виноградов
- Список литературы
- Стресс-протективные эффекты пирацетама
- Стресс-протективные эффекты пирроксана
- Высокие показатели уровня перцептивного внимания
- Необходимость надежной защиты организма от неблагоприятных последствий повторяющихся стрессовых ситуаций
- Выбор оптимальных средств для повышения работоспособности
- Общепринятые методы скрининга психоактивных соединений
- Анализ факторов, влияющих на устойчивость индивидуумов к психологическому стрессу
- Работа по выявлению и классификации стресс-устойчивых и стресс-неустойчивых лиц
- Построение матрицы взаимосвязи работоспособности и характерологического тестового пространства исследуемых
- Результаты факторного анализа группы «высокоустойчивых»
- Результаты синтеза решающего правила о соотнесении конкретного индивидуума к группе потенциально неустойчивых к стресс-воздействию
- Стресс-протективная активность транквилизаторов, ноотропных средств и психостимуляторов в зависимости от индивидуально-личностных особенностей
- Отрицательное влияние бензодиазепинов
- Изучение оперативной памяти и скорости мыслительных процессов
- Превышение возможности психической адаптации
- Линейная дискриминантная функция для ранжирования препаратов по эффективности их применения