Исследования с бланковыми методиками

Кроме исследований, направленных на оценку имитируемого или реального операторского труда, многократно проводились исследования с бланковыми методиками, позволявшими работать с максимально возможной группой исследуемых. Интеллектуальные способности исследуемых оценивались субтестами методики Векслера, прогрессивными матрицами Равена и специального устройства, позволяющего оценивать способность к обучению [Лосев С. С., Романов А. Н., 1982]. Кроме того, нами весьма широко использовалась бланковая методика на «диссоциацию слова», характеризующая скорость протекания умственных, процессов [Зайцев Ю. В., Лосев С. С., 1979]. Исследуемому предъявляется сложное слово и предлагается в течение 3 мин составить как можно больше простых слов, используя буквы слова-матрицы.

Простые слова должны быть именем существительным, нарицательным, единственного числа и именительного падежа. В случае повторного тестирования новое слово-матрица должно быть равноинформативным с предыдущим, эмоционально нейтральным, с приблизительно одинаковой степенью встречаемости букв в русском языке. Оказалось, что эта методика очень хорошо «работает» в условиях психологического стресса.

В своей практике мы попытались использовать весь доступный нам банк методик, позволяющих диагностировать свойства личности и индивидуальности, но спустя некоторое время от части методик отказались. Оказалось, что все проективные методы исследования (Роршах-тест, ТАТ-тест, тест Розенцвейга по определению фрустрации и метод «незаконченных предложений») не выявляли связей, полученных нами по личностным опросникам для исследуемых, находящихся в ситуации психологического стресса.

Возможно, эти методики, столь популярные в психиатрической практике, не очень применимы к здоровым людям или моделирование некоторых видов деятельности, прогностически важных для профессионального отбора, сталкивалось с проблемой ограниченности модели, трудности создания всех факторов и условий, «влияющих на точность работы оператора» [Ломов Б. Ф., 1966, 1982], осознания исследуемыми условности стресс-воздействия [Суворова В. В., 1973].

В результате отбора мы остановились на личностных методиках, указанных выше: MMPI в адаптации Л. Н. Собчик (1971); Стреляу (1974); Спилбергера в модификации Ю. Л. Ханина (1976); Айзенка [Eysenck Н. J., Eysenck S., 1964]; Найдиффера [Найдиффер Р. М., 1979]. Самооценку состояния производили методом семантического дифференциала [Доскин В. А., 1980].


«Фармакологическая коррекция утомления»,
Ю.Г.Бобков, В.М.Виноградов

Читайте далее: